Как относиться к страхам у детей.
консультация на тему

Рачёва Ирина

для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_otnositsya_k_straham_u_detey.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

(советы психолога)

Каждый ребёнок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру. Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, а также, в силу своего возраста мир для них далеко не во всём понятен.

У каждого возраста есть свои страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Дети-дошкольники боятся многого (максимум страхов в 5-8 лет). Эти страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (своей и близких людей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

Если ребёнок испытывает большое количество разнообразных страхов, если они владеют им длительное время, если эти переживания нарушают сон, снижают аппетит, влияют на самочувствие ребёнка (вызывают сердцебиение, головокружение, головные боли, тошноту и др.), мешают ему играть, заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным, то следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам, так как речь идёт о патологических страхах.

Если же речь идёт о возрастных (нормальных) страхах, то родителям и воспитателям следует просто правильно на них реагировать:

  • Спокойно сопереживайте, относитесь с участием ко всем чувствам ребёнка, даже если вам не нравится, как ребёнок себя ведёт (нельзя дразнить, пугать, стыдить ребёнка). Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде «Нечего тут бояться», а говорите «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этого».
  • Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним. Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.
  • Обсуждайте с ребёнком его страхи (чем больше он говорит о своих страхах, тем, скорее от них избавится).
  • Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей. Посочиняйте, запишите вместе страшные истории со счастливым концом.
  • Рисуйте страхи. Попросите ребёнка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя (можете помочь в этом). Пусть себя он нарисует более крупным или как-либо защищённым по отношению к пугающему объекту. На этом же рисунке можно стереть (зачеркать, отрезать ножницами и порвать, смять, выбросить) пугающий предмет, повторяя: «Вот и нет страшилища. Ты его испугал, и он убежал от тебя. Теперь всё будет хорошо, потому что ты смелый, он сам тебя боится».
  • Разыгрывайте страхи в игре. Например, если ребёнок боится врачей, то полезно поиграть с ним в «больницу». Пусть ребёнок сначала исполняет роль врача, затем пациента. Можно придумать сюжет, в котором ребёнок может расправиться со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме.
  • Предвосхищайте потенциально страшные ситуации. Не окружайте ребёнка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий. Например, если ребёнок боится засыпать в темноте, оставьте на ночь включённый «ночник» или приоткрытой дверь.
  • Анализируйте собственное поведение. Взрослые могут нечаянно «заразить» ребёнка своим страхом. С помощью этого же механизма можно добиться и обратного эффекта. Например, незначительность пугающего объекта подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. При этом важен не смысл, а интонация – спокойная и уверенная.
  • Постепенно, ступенчато привыкайте к страху. Например, ребёнок боится собак. Понаблюдайте вместе с ним за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собачку, вместе погулять. Далее можно предпринимать следующий шаг: пусть ребёнок в вашем присутствии проведёт некоторое время с взрослой собакой, вы же обучите его приёмам обращения с ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Рекомендации для родителей "Как относиться к речевым ошибкам детей"

В материале представлены часто употребляемые детьми грамматические ошибки в речи, а также даны рекомендации родителям по их исправлению....

"Как относиться к речевым ошибкам детей"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов ДОУ....

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Как относиться к речевым ошибкам детей с ОНР и дизартрией?...

Консультация для родителей "Как относиться к речевым ошибкам детей"

Возрастные особенности детей при усвоении звуков родного языка, речевые ошибки детей 2, 3, 4 - х летнего возраста...

К КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что ко­гда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового зна­чения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой ...

Как относиться к речевым ошибкам детей

Повседневно общаясь с детьми, родители часто сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. В статье кратко представлено, как нужно относиться к речевым ошибкам детей....