Консультация для родителей дошкольников " Подготовка к обучению в школе в игровой форме"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пахомова Елена Георгиевна

Большинство детей, приступая к школьному обучению, испытывают значительные трудности. Чтобы ребенку было легче, необходимо провести подготовительную работу.Как сделать так, чтобы процесс обучения был интересен ребенку? В данном материале представлены игры на развитие высших психических функций - памяти, внимания, мышления а так же саморегуляции и мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kns_moya_pdg_k_obuch_v_shkole_v_igrovoy_forme.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

Большинство детей, приступая к школьному обучению, испытывают значительные трудности. Чтобы вашему малышу было легче, необходимо провести подготовительную работу.

Первокласснику трудно уже потому, что:

-необходимо привыкать к новому месту;

новым людям;

-другому режиму дня ( отсутствию дневного сна, выполнению домашнего задания);

-довольно сложно 45 минут не вставать, не разговаривать, заниматься только тем, что предложит учитель.

-раньше мама была ласкова просто так, а теперь обнимает или сердится в зависимости от оценок.

Как сделать так, чтобы процесс обучения был интересен ребенку?

  1. МОТИВАЦИЯ.

Любой человек стремиться хорошо выполнять работу, если осознает ее важность для себя. Необходимо, чтобы ребенок интересовался школой не как новой игрой с партой и карандашами, а как способом стать умнее, выбрать в будущем интересную профессию и т.д.

  1. НАВЫКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Чтобы быть готовым в 7 лет работать на уроке, ребенок в 6 лет должен уметь заниматься одним делом в течении 60-90 минут. Отчетливо запомним как важнейшую рекомендацию: не следует отвлекать ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Все остальное в это время (еда, сон, гости, разговоры) имеет второстепенное значение. Занимаясь с ребенком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить, что, отвлекаясь, родители учат отвлекаться и его.

Не менее важно для малыша завершение начатого дела. «Не пытайся или оканчивай». Не всегда ребенок способен реализовать задуманное. Родители должны помочь, ободрить. Устал, потерял интерес - пусть отдохнет, но затем вновь вернется к начатому делу.

  1. ГОТОВНОСТЬ РУКИ К ПИСЬМУ.

Ребенку будет значительно легче вырисовывать закорючки прописных букв, если он часто занимался:

  • лепкой из пластилина, глины;
  • рисованием ломаных, волнистых линий;
  • дорисовыванием по опорным точкам;
  • игрой с мелкими мозаиками;
  • застегиванием пуговиц, зашнуровыванием ботинок.

Подготовка детей к обучению письму включает:

  • гимнастику пальцев и кистей рук;
  • ориентирование на листе бумаги;
  • формирование элементарных графических навыков.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится 2-3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте.

Сначала разминка пальцев: сгибание и выпрямление. Можно использовать для этого резиновые игрушки с пищалками.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук.

«Красим забор» - движение кисти рук вверх-вниз, затем вправо-влево.

«Погладим котенка» - плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук

вперед.

«Солим суп» - локти упираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения. 

Затем упражнения на удержание позы кисти руки. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, постепенно переходя к движению двумя руками одновременно.

 «Зайчик» - рука опирается на локоть, пальцы сжаты в кулак. Постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки.

«Кольцо» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

«Гусь» - рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

Упражнения для автоматизации движений и развития внимания:

«Пальчики поздоровались» - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем двумя.

 «Человечек бежит» - указательный и средний пальцы «бегают по столу». Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее двумя руками вместе.

Упражнение для развития умения ориентироваться на листе бумаги.

«Котята разбежались» - на листе бумаги размещены котята 3-4 цветов. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребенок называет место расположения котят: например, в середине. Взрослый говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Ребенок должен сказать, где находится каждый котенок. Например, «Серый котенок сидит в правом верх нем углу, а рыжий - внизу слева» и так далее. Закономерности формирования графического навыка письма: прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Ребенку предлагают контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. Стрелками указывают направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Например, ребенок обводит «домик» улитки. Начинает с самого большого витка и, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, проводит все меньшие и меньшие витки. И наоборот, постепенно увеличивает витки до максимального размаха. Работу на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе. Ребенок учится проводить волнистые линии, полуовалы, овалы, петли ; волны; чешуйки, покрывающие рыбок; огурцы и помидоры, которыми надо наполнить банки и т.д. Затем учим проводить прямые линии и штриховать различные геометрические фигуры. Ребенку приходится соблюдать при этом довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении и соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Сам процесс усвоения учебного материала состоит из 3 этапов:

ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ, Здесь важно, насколько ребенок может сосредоточиться, сконцентрироваться на уроке; отметить как можно больше деталей. Это ВНИМАНИЕ. ПЕРЕРАБОТКА, АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ, Насколько ребенок осмыслит информацию, выявит логику того, что хотел донести до него учитель. Это МЫШЛЕНИЕ.

ПАМЯТЬ. Как долго полученные знания сохранятся у ребенка.

4) ВНИМАНИЕ.

  • Предлагаю некоторые виды занятий, не требующие дополнительного оборудования или особых условий проведения.
  • Идя с ребенком по улице, предложите ему соревнование: кто насчитает больше зеленых машин, проехавших мимо.
  • Дома. Конфета тому, кто назовет больше белых вещей, находящихся в этой комнате.
  • «Индейцы». Давай прислушаемся и назовем, какие звуки доносятся до нас (капает вода, шумит за окном проезжающая машина и т. д.)

Игра « Вам бабушка прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, «черное» и «белое» не покупайте ». Смысл игры состоит в том, чтобы игрок контролировал (был предельно внимателен) к тому, что говорит. Ведущий ищет в его ответах « запрещенные » слова: да, нет, черное, белое. Если находит - происходит обмен ролями.

 Примерный перечень вопросов:

Ты любишь смотреть мультики?

Какого цвета снег?

Какая кошка должна перебежать дорогу, чтобы весь день не

везло?

Важно: во всех заданиях и играх давать ребенку выигрывать хотя бы в 50% случаев. Наградить маленьким призом.

«Вежливость». Договариваетесь с ребенком, что выполняются только те просьбы, в которых есть слово «пожалуйста».

  • Встань со стула.
  • Подойди к окну, пожалуйста.
  • Промяукай три раза, пожалуйста, и т. д.

«Прыгает - не прыгает». Просите ребенка подпрыгивать в том случае, если назовете что-то прыгающее, и стоять, не шевелясь в обратном случае. Произносите ровным голосом с небольшими паузами: кузнечик, парашютист, табуретка, мячик, слон, воробей, заяц и т.д.

«Графический диктант» Предлагаете ребенку листок в клетку и карандаш. Отмечаете точкой начало. Даете инструкцию:

- Будь внимателен: тебе предстоит очень сложное задание. Мы выполним с тобой графический диктант. Поставь карандаш в точку и внимательно слушай:

2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо,

1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз,

1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо,

1 клетка вниз, 7 клеток влево, 1 клетка вверх.

.

Что у тебя получилось? (Кораблик)

Подобным образом можно диктовать простые узоры из нескольких повторяющихся фрагментов, а затем предложить ребенку самому продолжить далее.


 « Нетрадиционный пейзаж»

Взрослый показывает малышу необычный рисунок ( синие деревья, красная речка, зеленое солнце, желтое небо, оранжевая земля и т. д.) и просит нарисовать такой же.

Хорошо развивает внимание игра в лото, прохождение

лабиринтов.

«Съедобное - несъедобное»

Взрослый называет какой-либо предмет и бросает ребенку мячик. Если этот предмет съедобный, малыш должен поймать мяч, если несъедобный - отбросить. Возможны варианты, например, если предмет большой - мяч отбросить, маленький - поймать; летает - поймать, не летает - отбросить.

«Найди букву»

Предлагаем ребенку листок с крупным печатным текстом и просим находить и вычеркивать какую- нибудь букву. Для детей, не знакомых с алфавитом, это должны быть самые простые по написанию буквы, например 0,П,Г. Следите, чтобы он двигался по строкам и не пропускал ни одной буквы. Отмечайте время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок. Если в следующий раз он лучше справился с заданием, обязательно похвалите его, дайте небольшой приз.

«Запрещенное движение»

Взрослый показывает движение, которое повторять нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами и т. д. Если ребенок повторил «запретное» движение, то проиграл, следовательно, можно поменяться ролями. Пусть в

следующий раз ребенок следит за тем, чтобы «поймать» взрослого.

5) МЫШЛЕНИЕ

В ежедневном общении с малышом старайтесь честно отвечать на большинство его «Почему?» так, чтобы ему было понятно. В случае, если ситуация позволяет ему самому догадаться, предложите самому подумать. Хвалите, даже если ошибся, за попытки мыслить самостоятельно.

«Говори наоборот»

Играем с мячиком. Предложите ребенку: «Я буду называть слово, а ты отвечай, но только наоборот. Например, я говорю «большой», а ты должен сказать «маленький». Спрашивая, бросаете мячик ребенку, отвечая, он кидает обратно.

Ученик-учитель

Больной-здоровый

Красивый-безобразный

Трус-храбрец

Веселый-грустный

Старый-новый

Живой-мертвый

Ребенок-взрослый

Холодильник-обогреватель

Злой-добрый

Первый-последний

Узкий-широкий

Черный-белый

Чистый-грязный

«Кто кем будет?»

Взрослый показывает или называет предметы или явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.

Яйцо-...        

Цыпленок-...

Семечко-...

Желудь-...

Мальчик-...

Икринка-...

Гусеница-...

Мука-...

Деревянная доска-...

 

Иногда существуют различные варианты ответов. Например, яйцо может стать крокодилом, змеей и т.д. Необходимо поощрять детей за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в рассказ сначала 1, затем 2,3 и т.д. небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

  • Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» - и рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались?
  • Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
  • Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, нога на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Аналогии»

Взрослый зачитывает пару слов, расположенных слева и состоящих друг с другом в определенных отношениях, а с правой стороны дано третье слово, к которому нужно подобрать слово, имеющее аналогичное отношение к заданному. «Подбери подходящее слово, ориентируясь на те отношения, которые есть между словами образца.» Нужное слово предлагается выбрать из ряда возможных альтернатив. Можно из слов образца составлять маленькие предложения для облегчения выполнения задания.

 Например:

коньки                                                лодка

зима        весло, лето, река

На коньках катаются зимой, а на лодке...

Лошадь        корова

Жеребенок        пастбище, рога, молоко, теленок

Яйцо        Картофель

Скорлупа        курица, огород, шелуха, суп

Ложка        Вилка

Каша        масло, нож, тарелка, мясо

Ухо        Зубы

Слышать        видеть, лечить, жевать, рот

Собака        Щука

Шерсть        овца, чешуя, рыба, удочка

Пробка        Камень

Плавать        пловец, тонуть, гранит, каменщик

 «Лишнее слово»

Просим ребенка назвать лишнее слово из перечисленных и объяснить почему.

  • Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова
  • Яблоко, цветок, птичка, виноград
  • Ухо, голова, нос, рот, глаз
  • Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь
  • Рысь, медведь, тигр, кошка, лев
  • Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик
  • Молоко, сливки, сыр, сало, сметана

Для развития наглядно-образного мышления можно предложить ребенку сложить разрезную картинку, пройти лабиринт.

6)ПАМЯТЬ

Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью - это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память. Важнейшим условием развития памяти являются специальные усилия ребенка - запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Не менее важная задача - дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

«Запомни и повтори»

Ребенку дается бумага, карандаши, образец с любым несложным узором, который предъявляется на 1-2 минуты. А затем взрослый просит его нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Дается возможность 1-2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагается по памяти воспроизвести ее из своих кубиков.

Можно давать образец на бумаге, а детей просить выполнить задание из кубиков или любых других объемных фигур.

«Что изменилось, что исчезло»

На столе раскладывают 7-9 небольших предметов или фигурок. Дети внимательно рассматривают их, затем отворачиваются, и взрослый убирает (меняет) одну из фигурок. Дети должны назвать предмет, который исчез (был заменен).

«Опосредованное запоминание»

Игровой материал: картинки с изображением предметов: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж.

Ход игры: положите на стол перед ребенком эти картинки. Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы она помогла вспомнить слово.

Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. В конце занятия спросите, какие слова ребенок запомнил.

«Слушай и повторяй»

Постучите по столу или барабану определенное число раз и попросите ребенка воспроизвести услышанное. Затем пусть ребенок даст задание вам и проконтролирует насколько

правильно вы выполняете.

«Какая картинка исчезла?»

На стол выкладывают 10 предметных картинок, ребенок их рассматривает. Затем одну картинка убирают, и малыш должен вспомнить, какую.

«Пересказ текста»

После прочтения взрослым рассказа ребенок должен воспроизвести услышанное. После пересказа проводят беседу, направленную на выяснение глубины понимания смысла. Например:

• Жили - были детки. Подарила мама им деревянную лошадку. Стали дети на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг перестала лошадка катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Вопросы.

Почему дети позвали дядю Ваню?

Что было сломано у лошадки?

• Саша проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Вопросы.

Почему Саша невеселый?

Какая была погода?

«Свяжи слова»

Для развития смысловой памяти предложите ребенку связать заданные слова в предложение, а затем мысленно представить себе получившееся.

Пример: гриб, диван, лес, ужин, старушка.

Старушка нашла гриб в лесу, и ела его сырым на ужин, сидя на диване.

Чем смешнее получится текст, тем он лучше запомнится.

Так же для развития памяти можно тренироваться в разучивании стихов, сравнении картинок «Найди отличие»

Задания вполне доступны шести - семилетним детям. Однако у каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия необходимо проводить в спокойной и доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовольствием и прилагали необходимые усилия. Важно, чтобы взрослый вслух отмечал любые достижения ребенка. Дети радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает дальнейшее желание учиться. Доброе отношение к детям, умение вовремя и обоснованно их похвалить, необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. Ребенок должен понимать, какие конкретно действия, дела, поступки вызвали одобрение, а что еще у него не получается, чему он должен научиться.

Терпения и успехов Вам и Вашему малышу в непростом деле подготовки к обучению в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как подготовка ребёнка –дошкольника к успешному обучению в школе. (из опыта работы)

Данная статья раскрывает опыт работы с дошкольниками театрализованной деятельностью....

Развитие познавательных процессов старшего дошкольника при подготовке к обучению в школе.

Психические познавательные процессы -последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В данной презентации схематически представлен по развитию позн...

Презентация "Профилактика зрительных нарушений у дошкольников при подготовке к обучению в школе"

В данном материале даны рекомендации воспитателям, работающим на коррекционных группах для детей с нарушениями зрения....

Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"

Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...

"Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса при подготовке к обучению в школе"

Выступление на методическом объединении детского сада № 56 ОАО "РЖД" по теме "Специфика взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе работы учреждения по поликультурному воспит...

Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте...