Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
статья по обучению грамоте

Золотарева Алла Викторовна

Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vgpuosnovnye_aspekty_podgotovki_doshkolnikov.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников

к успешному обучению в школе.

Золотарева А.В.

Педагог дополнительного образования

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №169»

г. Воронежа

Основная работа по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, разработанных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Выготским Л.С. 

За основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Система занятия по обучению грамоте способствует обеспечению общего, интеллектуального и речевого развития детей.

Актуальность работы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении и развитии ребенка между детским садом и начальной школой. Необходимость решения данной проблемы соответствует потребностям времени.

Основная цель занятий по обучению грамоте - развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, ознакомление с буквами родного языка, овладение первичными навыками чтения через систему игровых заданий и упражнений со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка.

Задачи:        

Формировать и развивать звуковую культуру речи, навык звукобуквенного анализа и синтеза;

Развивать фонематический слух;

Развивать интерес и способность к чтению;

Готовить руку к письму через развитие основных движений, мелкой моторики руки, формирование графических навыков.  

Современная система работы в ДОУ в этом направлении учитывает тенденции модернизации российского образования, требования ФГОС дошкольного образования.

В реализуемых в ДОУ программах участвуют дошкольники двух возрастных групп: старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет). По мнению ученых именно этот возрастной период является сензитивным для обучения грамоте.

По завершении курса обучения ожидаются следующие результаты:

Ребенок обладает развитым фонетико-фонематическим слухом и вниманием,

У него сформированы навыки звукобуквенного анализа и синтеза,

Развит интерес и способность к чтению,

Рука ребенка готова к письму;

Ребёнок знает буквы русского алфавита;

Понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

Правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

Различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

Делит слова на слоги;

Определяет ударный слог, ударную гласную;

у ребенка сформированы такие волевые и этические качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. 1997.

3. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб. 1998.

4. Колесникова, Е.В. Программа От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» М.: Изд-во ЮВЕНТА, 2007.

5. Шумаева, Д.Г. Как хорошо уметь читать! /СПб. Изд-во Детство-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как подготовка ребёнка –дошкольника к успешному обучению в школе. (из опыта работы)

Данная статья раскрывает опыт работы с дошкольниками театрализованной деятельностью....

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей  коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и  система работы по данн...

Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...

Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и ЭВС

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, к этому времени необходимо, чтобы у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деят...