Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и ЭВС
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Гатауллина Светлана Талгатовна

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, к этому времени необходимо, чтобы у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребенок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, в норме у него формируется позиция школьника.

В 2020-2021 учебном году мною была разработана и составлена  дополнительная образовательная  общеразвивающая программа, направленная  на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», предназначена она для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной  и эмоционально-волевой сферы. Программа реализуется и на сегодняшний день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

на тему: «Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и ЭВС».

Гатауллина С.Т., педагог-психолог первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 12 «Алтынчач» г.Дюртюли РБ

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, к этому времени необходимо, чтобы у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребенок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, в норме у него формируется позиция школьника.

Готовность к школе включает в себя такие параметры, как: психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, физическая готовность.

В 2020-2021 учебном году мною была разработана и составлена  дополнительная образовательная  общеразвивающая программа, направленная  на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», предназначена она для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной  и эмоционально-волевой сферы.

Основной задачей сопровождения детей в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности ребенка, развитие высших психических функций, зрительно-моторной координации.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Данный  возраст - период активного  развития мозговых структур, когда закладывается интеллектуальная основа.

Развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей  необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Нейропсихологи  утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе.

Современные методики воспитания и обучения позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Межполушарные связи предопределяют: качество восприятия и обработки информации; эмоциональную стабильность; координацию и баланс.

Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Слабость развития межполушарных связей можно распознать по характерным признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно; испытывает сложности в общении со сверстниками; затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора; у ребенка может меняться ведущая рука. Так же наблюдается неловкость движений, агрессия, плохая память, отсутствие познавательной мотивации, инфантильность.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; дыхательная гимнастика; самомассаж; творческие задания под классическую и современную музыку.

Предлагаемые игры и задания синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Систематическое выполнение упражнений влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на  протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной к школе группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет (1-й год обучения, дети 5–6 лет;  2-ой год обучения, дети 6–7 лет).

Именно такой 2-х этапный подход поможет избежать низкую успеваемость в обучении в дальнейшем при поступлении ребенка в школу.

Программа  «УМНЯША»  составлена  на основе программы  Руденко Т.А. «Год до школы: от А до Я»; пособий Давыдовой О.А. «Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков»; материалов Трясоруковой Т.П. по развитию межполушарных взаимодействий у детей: прописи, рабочая тетрадь, раскраска с заданиями;  Дмитриевой В.Г. 1000 упражнений для развития логики, внимания, памяти. Для детей от 3 до 6 лет; Праведниковой И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения и др.

Цель: подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

Включены обучающие, развивающие, воспитательные задачи.

Планируемые результаты освоения программы:

  • позитивное эмоционально-ценностное отношение к познавательной деятельности;
  • инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
  • сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • появление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
  • развитие внимания, памяти, восприятия, речи;
  • проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями.

К концу обучения детей 5-6 лет интеграция правого и левого полушарий позволит:

- улучшить сенсомоторную и пространственную координацию;

- повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, самоконтроля;

- развить зрительно-моторную координированность, согласованность, точность, плавность движений обеих рук;

- активизировать развитие речи и психомоторных процессов.

К концу обучения  дети 6-7 лет смогут:

- овладеть предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

- уметь адекватно оценивать результаты своей деятельности;

Содержание, методы и формы организации образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В процессе обучения используются стихи, загадки, пословицы, игровые упражнения, наглядный и счетный материал. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, узнать много нового, научиться обобщать.

Условия  реализации  программы:

Количество и возраст: до 12 человек в подгруппе в возрасте от 5-6 до 6-7 лет.

Форма организации занятий: подгрупповая

Продолжительность: 1 раз в неделю по 25 и 30 минут в 2х возрастных группах.

Структура занятия:

  1.  Вводная часть. Приветствие. Разминка (игры на снятие напряжения, на сплочение).
  2.  Основная часть. Практические игры, задания (игры на развитие межполушарного взаимодействия, физминутки, практические задания и т.п).
  3.  Заключительная часть. Рефлексия. Прощание (игры на снятие напряжения).

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

По источнику познания:

  • словесный (объяснение, рассказ, сказка, загадки)
  • практический (измерение и сравнение объектов, тактильные упражнения, конструирование, лепка, графические диктанты);
  • наглядный (рассматривание, наблюдение, показ образцов и моделей);
  • работа с литературой

По типу познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
  • проблемный (проблемная ситуация).

На основе структуры личности:

  • методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа);
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера).

К программе разработан методический комплект, включающий все необходимые методические и дидактические пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как подготовка ребёнка –дошкольника к успешному обучению в школе. (из опыта работы)

Данная статья раскрывает опыт работы с дошкольниками театрализованной деятельностью....

"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".

К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...

Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте...

Подготовка детей к успешному обучению в школе

Консультация для родителей по речевому развитию...