Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника
консультация на тему

Ханеева Светлана Юльевна

Речь идет о влиянии классической музыки на личность дошкольника и ее месте в жизни ребенка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, песню жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волныи торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает   сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться её красотой.

В. Сухомлинский

  Процесс воспитания личности современного ребёнка состоит в том, чтобы, заботясь о совершенстве каждой грани, черте характера ребёнка, воспитатель не должен упускать из виду то обстоятельство, что совокупность всех человеческих сторон определяется чем-то ведущим, основополагающим. И таким определяющим компонентом, несмотря ни на какие современные веяния, была и остаётся нравственность.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить, как выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе..

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественное эстетическое восприятие мира.

У детей в процессе знакомства с лучшими образцами классической музыки формируется бережное отношение к природе, людям, миру, развивается духовная чуткость. Сами не замечая того, они учатся помогать, сопереживать.

Н. А. Ветлугина пишет: «Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.»  Музыкальные занятия с дошкольниками можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки В последнее время наблюдается активное проникновение популярной эстрадной музыки, нередко очень низкого качества, в дошкольные учреждения, что, несомненно, является негативным явлением.

 Во-первых, упускается время, так как музыка, подобно речи, осваивается детьми, начиная с раннего детства. Поэтому, в зависимости от того, какую музыкальную речь слышат дети, к такой они привыкают и овладевают ею, как своей родной.                                                                       Во-вторых, влияния взрослого на ребёнка-дошкольника огромно . Музыка в непосредственно-образовательной деятельности может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Запись, хотя и обогащает процесс обучения (особенно когда даётся в сравнении, сопоставлении различных звучаний), не может заменить «живого» исполнения, которое, несомненно, более действенно.

Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества.

В детском саду слушание классической музыки предлагается проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.

Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов.

При знакомстве детей с классической музыкой обязательно начинается работа чувств, работа души. Весёлая музыка побуждает их радоваться, а грустная заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. При знакомстве с лучшими музыкальными образцами, у детей формируется хороший вкус, чувство прекрасного. Встреча с музыкой поражает их воображение, сердца детей становятся добрыми, открытыми и доверчивыми.

Очень важно давать детям с самого раннего возраста яркие музыкальные впечатления, побуждая их сопереживать музыке, окружающим, формируя у них лучшие нравственные качества.