"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация по теме

Однорог Галина Владимировна

Уважаемые родители!  В дошкольном периоде дети раз­личных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Предлагаю вашему вниманию короткий обзор возрастных особенностей музыкального раз­вития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_vozrastnye_osobennosti_doshkolnikov.docx57.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ 

ДОШКОЛЬНИКА»

В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

Дети 2 – 3 лет 

различают высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат.  

Дети 3—4 лет 

находятся в переходном периоде (от раннего - к дошкольному). Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту, но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления  к наглядно-образному. Укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать.

Дети 4—5 лет 

проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети  5—6  лет 

на   фоне   их  общего   развития  достигают новых   по   качеству   результатов.   Они   способны   выделять   и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между  ними связи.  Восприятие  носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений.  В   этом   возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности,   но   и   избирательно   относятся   к   различным   ее сторонам. Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки — до, ре -  второй октавы. Дети 5—6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6—7 лет 

способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной). Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6—7 лет укрепляется, однако певческое   звукообразование   происходит   за   счет   натяжения краев связок, поэтому охрана  певческого голоса должна быть наиболее активной. Диапазон постепенно расширяется (от ре первой   октавы – до до   второй).   Этот   диапазон    наиболее удобен  для   многих  детей,   но   могут  быть   и индивидуальные особенности.   В   певческом 

диапазоне  детей  данного   возраста отклонения   значительны.   В   голосах   проявляется   напевность,  звонкость,   хотя  сохраняется  специфически  детское,   несколько открытое звучание. Физическое развитие совершенствуется в различных

направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

      Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить подчеркнув их характерные черты:

во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе, при этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей;

во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы (однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе).

     Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности музыкального развития детей 6-7 лет

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими пр...

Возрастные особенности музыкального развития детей 3-4 лет

Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием о...

Возрастные особенности музыкального развития детей 4-5 лет

Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать прос...

Возрастные особенности музыкального развития дошкольника.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосы...