Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД».
консультация (подготовительная группа) на тему

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД».

Лето-это прекрасное время года и именно оно является фактором исключительного значения как для развития ребёнка в целом, так и для развития языка в частности.

Все виды двигательной деятельности ребёнка- игры, бег, скакание, лазанье и т.п. -сопровождаются речью, криками, возгласами, восклица-

ниями. Ни одно время года не действует так благотворно на моторную сферу детей, на их эмоциональное состояние и через их посредство на

функционирование речевого аппарата, как лето в совокупности созидающих, укрепляющих и развивающих сил.

Ощущения и восприятия являются первой ступенью на пути к познанию мира. Речь опирается на базу сенсорных представлений. Правильное восп-

риятие  предметов является основной умственной работой ребёнка. Сен-

сорное развитие и развитие речевое совершаются в тесном единстве, и работа по развитию речи не может быть оторвана от работы по развитию внешних чувств и восприятий.

Природа-это богатейший источник восприятий, в первую очередь природа летом. Сколько живых, ярких образов заполнят сознание ребёнка, сколь-

кими новыми словами обогатиться его лексикон!

Надо помогать  детям ориентироваться во всём многообразии ими воспри-

нимаемого  и содействовать тому, что бы каждое представление  прочно

связывалось с характеризующим его словом, и речь детей заблещет образ-

ными и точными словами.

Лексикон детей обогатится такими словами, как: цветок тёмно-лиловый,

нежно-розовый, кора дерева гладкая и шероховатая, ягода кисло-сладкая,

звук резкий, голос нежный, песок сырой, мокрый, сухой и т.д.

Дети научатся разбираться в разнообразии звуков в связи с характеризу-

ющими их словами, например: пчела жужжит, ручей журчит, комар звенит, гром грохочет, соловей поёт, овца блеет и др.

Совместность переживаний ребёнка и воспитателя  является одним из

требований методики ознакомления детей с природой  и вытекающей отсюда работы по развитию их языка.

Во время прогулок, экскурсий, при всяком наблюдении речь не является целью преподавания, а выступает лишь в роли путеводителя, воспита-

тельного средства. Но насколько она сама попутно совершенствуется и

развивается!  Нет такого явления природы, которым бы дети не  заинтере-

совались.  Всё интересно ребёнку, всё его влечёт и радует, он всё хочет видеть и знать: Что это? Почему? Как называется?

Искусство педагога должно особенно ярко проявляться  при организации

целевых прогулок или экскурсий. Педагог из массы впечатлений заранее отмечает те, которыми он воспользуется, как материалом. Он точно

намечает те объекты и те явления, на которых он будет фиксировать вни-

мание детей, и те слова , которые будут даны детям. Содействовать последовательному  росту детских восприятий и обогащению их языка- главная цель экскурсий. Каждый предмет, с которым ребёнок познакомился, должен быть связан с обозначающим его словом. Что бы довести восприятие ребёнка до полноты и ясности, требуется повторное наблюдение предметов и повторное восприятие слухом их наименований. Здесь очень эффективным является приём сопоставления и сравнения. Особенно ярко запоминаются  контрастные образы, которые связаны между собой ассоциацией по противоположности. Постепенно углубляя и расширяя соответствующую работу, можно достигнуть того, что к концу  дошкольного возраста дети будут не только различать главнейшие в их природном окружении представленные деревья кусты, цветы, грибы, овощи , плоды и др., но и правильно называть каждый из них.

Лето, пребывание детей на открытом воздухе, среди природы побуждают

ребёнка к движению, игре, труду, разговору больше, чем любое другое

время года. Ребёнок наблюдает труд рыболова, пасечника, тракториста, пастуха и т.п. и стремится не только подражать им в игре, но и работать самому по-настоящему. Детей надо знакомить не только с явлениями летней природы, но и летнего труда. Словарь детей обогатится новыми

разнообразными словами. Например. Ребёнок не скажет про серп, что это коса, не назовёт поплавок пробочкой, лесу- верёвочкой.

Организованные подвижные игры детей будут закреплять их реальные

восприятия. Такие игры, как «Пастух и стадо», «Щука и рыбаки», «Пчёл-

ки», «Гуси серые, домой» и др., заполнятся летом осмысленным содержа-

нием, которое не поблекнет, когда дети будут в них играть зимой.

Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.

Здоровые дети, живо реагирующие на окружающее, говорят много, но раз-

говор их носит преимущественно бессистемный, случайный характер.

Наилучшим методическим приёмом для приведения мыслей и речи детей в порядок, для систематизации их знаний и представлений является беседа. Темы летних бесед будут, конечно, главным образом обусловлены

летними впечатлениями. Очень полезно знакомить детей с произведении-

ями русских поэтов. Художественное слово углубит и закрепит представ-

ления, которые дети воспринимают чувственно воочию.  И какие яркие образы воскресит в их памяти то же стихотворение, когда вы им прочтёте

его поздней осенью или зимой! Неизменным спутником стихотворения

является песня. Летом, на открытом воздухе, возбуждаемая радостным

эмоциональным настроением детей. Она звучит иначе, чем зимой в спёр-

той атмосфере комнаты. Совместное воздействие художественного слова и мелодии эстетически воспитывает, развивает слух и облагораживает в

большинстве случаев бедную речь детей.

В ряду занятий по живому слову первое место принадлежит рассказыва-

нию. Воспитательное значение рассказа обусловлено той радостью, кото-

рую он доставляет детям. Хороший рассказ возбуждает умственную дея-

тельность детей и способствует установлению между ними и рассказчиком близких душевных отношений. О чём рассказывать детям летом?  Главным образом в нашем  репертуаре будут преобладать расска-

зы о животных, растениях, проявлениях летнего труда и летних развлече-

ний. Рассказывать детям летом мы будем не дома, а под открытым небом,

в местах, непосредственно связанных с явлениями, живописуемыми в рассказе или сказке; в лесу, на лугу, в саду, огороде и т.д.

Как материал для рассказывания хороши рассказы К.Д.Ушинского, летние

сказки «Лиса и кувшин», «Волк и старик», «Как аукнется, так и откликнется», «В лесу летом», все рассказы о животных и птицах и др.

Желательно их не читать , а рассказывать, причём сохраняя совершенный язык подлинника. Педагог должен развивать в себе способность самому придумывать рассказы.

Взрослый человек и ребёнок нуждаются по преимуществу в обновлении

своих впечатлений. Фактором ,этому способствующим , являются праздники. Воздействуя на эмоциональную сферу детей, внося в их жизнь новое, необычное содержание, праздники содействуют подъёму их речевой активности. Праздники, протекающие в красочной радостной обстановке лета, являются в этом смысле особенно значительными. Про-

ведите игры, пляски, хороводы, песни, угощение на лугу, в лесу, празд-

нично украшенной площадке, и дети будут ждать праздника, ощущать его

заговорят, запоют, запляшут не по-обычному, по-праздничному.

Однако следует заметить, что намеченная работа достигнет всех постав-

ленных целей лишь в том случае, если педагог будет удовлетворять ряду

требований. Педагог должен:

- любить природу подлинной непритворной любовью, которая одна передаётся детям;

-хорошо знать местность, в которой он будет жить с детьми;

-точно владеть словарём в пределах тех явлений, в которых он будет детей

ориентировать;

-составить план работы, наметить, с чем он будет детей знакомить, какие экскурсии будут им проведены;

-составить список стихотворений, сказок, рассказов, которыми он будет закреплять воспринимаемую детьми живую действительность;

-все стихотворения воспитатель должен знать наизусть и по возможности

владеть мастерством их чтения, равно как и мастерством рассказывания.

Выдвинутые здесь рекомендации относятся ко всем временам года, но ни одно из них не гарантирует  успеха дела в той мере, как лето, со всеми характеризующими его богатыми возможностями.

                                                                           Составила учитель-логопед

                                                                           Корниченко Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Организация работы с детьми в летний период».

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и крас...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»

В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...

"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»

        У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я х...

31.05.2020 Консультация для педагогов «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для педагогов«Организация работы с детьми в летний период»Гиззатуллина Л.П.              Одним из важнейших во...

Консультация для педагогов ."Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения".

Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога,потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигаетдень за днем все сложности нашего бытия. От того, донесе...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми в летний оздоровительный период»

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.Содержание педагогической работы в этот период должно быть ...

Консультация для педагогов "Организация работы с детьми в летний период"

Лето- самое любимая пора для всех детей,ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице...