"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»
методическая разработка по развитию речи

Рябцева Эвелина Андреевна

          У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из нетрадиционных методов работы с детьми – камешками «Марблс».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование камешков «Марблс» в работе с детьми

 по познавательно-речевому развитию»

(Слайд 2)

«Источники способностей

и дарований детей

— на кончиках их пальцев…»

В. А. Сухомлинский

«Рука — это инструмент всех инструментов»,

заключал еще Аристотель.

«Рука — это своего рода внешний мозг», —

писал Кант.

Цель: рассмотрение и применение современных методик в работе с детьми по развитию речи.

Задачи:

- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков «Марблс» в обучении детей;

- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса речевых нарушений.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада Вас всех приветствовать

мастер-классе «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми

 по познавательно-речевому развитию».

  • каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из нетрадиционных методов работы с детьми – камешками «Марблс».

(СЛАЙД 3)Немного из истории….

Стеклянный камешек »Марблс»– далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

Современные «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

(СЛАЙД 4)Цель использования камешков «Марблс»:

  • разнообразие педагогического процесса
  • повышение интереса детей дошкольного возраста к развивающим заданиям 
  • развитие мелкой мускулатуры рук
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности.

Чтобы достичь цели, были поставлены следующие задачи:

• формировать правильный захват камешка пальцами рук;

• развивать ориентировку на плоскости;

• обогащать словарный запас;

• формировать фонематические представления.

(СЛАЙД 5)Форма работы с камешками «Марблс»:

  1. индивидуальная;
  2. групповая.        

Требования к организации проведения упражнений с камешками «Марблс»:

  1. для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук;
  2. подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  3. наличие познавательной направленности упражнений.

(СЛАЙД 6)

Особое внимание уделяем правилам безопасности:

1.  Объясните ребенку несколько раз, что камешки «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!!

  1. Проведите ряд опытов и экспериментов для закрепления знаний о стекле и приобретения практического опыта в работе с бьющимися предметами.
  2. Постоянно напоминайте ребенку о свойствах стекла, контролируйте. Очень полезно детям играть с новичками или младшими детьми - тут они выступают в роли более знающего о правилах безопасности и закрепляют свои знания.
  1. Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в присутствии взрослых!!!

5. Не оставляйте наборы в доступном детям месте!!!

Перечень игр с «Марблс» и их описание.

(Слайд 7) 1. Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

 «Заполни картинку камешками»

(Слайд 8) 2. Звуко – буквенный анализ слов.

Цельразвитие навыков звукового анализа и синтеза.

«Звуковой анализ по схеме слова».

(Слайд 9) 3. Составление предложений.

Цельразвитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

(СЛАЙД 10) 4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

1. «Положи правильно». Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

2. «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой; положи зелёный под божью коровку и т. д.

(СЛАЙД 11) 5. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

1.«Помоги»

Помоги Мышке, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, огурчик и т. д.

  1. «Знакомство с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук

Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков.

3. «Трафареты». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

(СЛАЙД 12)

        5. «Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

6. "Посчитай и отложи"

Выложить столько камешков на столесколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(Слайд 13)Давайте и мы с вами поиграем.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ:

Обследование камешков

- Перед Вами Вазы, закройте глаза, опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

- Откройте глаза и посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

1. Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков,  и раскрыв кулачки,  определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

  2. Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

3. Пинцетные  (взять  камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

Вот так на простом материале дети различают неречевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

 

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Игра «Выложи по образцу» (каждому педагогу раздаются карточки, на которых надо выложить узор).
  2. Игра «Знакомство с буквой» (педагогам раздаются карточки с образцами букв для наложения камешков).
  3. Игра «Подбери камешек» (раздаются предметные картинки для звукобуквенного анализа слов)

Спасибо коллеги! Можете занять свои места.

Игр по использованию камешков Марблс много. А если подключить своюфантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного!

(Слайд 14)При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, память, мышление, творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук.

Игр по использованию камешков Марблс много. А если подключить своюфантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного!

(Слайд 15)СПАСИБО ЗА  УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Солнышко» Мастер-класс «Использование камешков « Марблс » в работе с детьми по познавательно- речевому развитию» Подготовила: воспитатель Рябцева Эвелина Андреевна, 1 квалификационная категория

Слайд 2

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский « Рука — это инструмент всех инструментов »,- заключал еще Аристотель « Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант

Слайд 3

Немного из истории … Стеклянный камешек « Марблс » - далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей . Камешки получили свое название от английского « Марблс », то есть мраморные

Слайд 4

Цель использования камешков « Марблс »: *разнообразие педагогического процесса; * повышение интереса детей дошкольного возраста к развивающим заданиям; * развитие мелкой мускулатуры рук; * активизация познавательно-речевой деятельности Задачи : * формировать правильный захват камешка пальцами рук; * развивать ориентировку на плоскости; * обогащать словарный запас; * формировать фонематические представления

Слайд 5

Форма работы с камешками « Марблс »: индивидуальная Требования к организации проведения упражнений с камешками « Марблс » Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук П одбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей Н аличие познавательно-речевой направленности упражнений групповая

Слайд 6

Особое внимание уделяем правилам безопасности 1. Объясните ребенку несколько раз, что камешки « Марблс » несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот 2. Проведите ряд опытов и экспериментов для закрепления знаний о стекле и приобретения практического опыта в работе с бьющимися предметами 3. Даже если ребенок старше трех лет, играть он должен только в присутствии взрослых 4 . Не оставляйте наборы в доступном для детей месте

Слайд 7

Использование камешков « Марблс » при изучении лексических тем «Заполни картинку камешками»

Слайд 8

Звуко – буквенный анализ слов « Звуковой анализ по схеме слова »

Слайд 9

Составление предложений

Слайд 10

Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций 1. «Положи правильно» 2 . «Вокруг да около»

Слайд 11

Развитие грамматического строя речи ( словоизменение и словообразование, согласование ) 1 . «Помоги мышке» 2. « Знакомство с буквой» 3. «Трафареты»

Слайд 12

4. «Разноцветные дорожки» 5. "Посчитай и отложи"

Слайд 13

ДАВАЙТЕ ПОИРАЕМ !

Слайд 14

При использовании камешков « Марблс » у детей: *идет активизация познавательно-речевого развития; * развивается внимание, память, мышление, творческое воображение Разноцветные камешки успешно применяются для: * создания сюрпризного момента ; * эмоционально-положительного настроения; * для релаксации ; *помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе»...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

мастер-класс для педагогов по камешкам МАРБЛС

В данном мастер-классе я коротко представляю опыт своей  работы по использованию инновационного пособия камешки Марблс в коррекции речевых нарушений детей логопедической группы старшего и подгото...

Мастер - класс для педагогов «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.

Мастер - класс для педагогов на тему  «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.Цель: раскрытие эффективности использования камней Марблс в познават...

Мастер - класс для педагогов "Использование камней марблс в работе педагога с детьми"

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.Задачи:Познакомить педагогов с технологией использования камешков Марблс в работе с детьми.Способствовать появлению ...

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»...