Мастер-класс для педагогов «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Знакомство педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для коррекции поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения в своей деятельности и считаю, что их использование будет эффективно в ДОУ.

В каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе педагогам, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Но чтобы разобраться как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

Сегодня мы попробуем вместе это сделать.

Для начала предлагаю немного размяться, отдохнуть. Упражнение «Потягивание»: сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает лёгкое сопротивление левой. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса.

Головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

В большинстве случаев одно из полушарий является доминирующим. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека, тем не менее следует помнить, что мозг работает как единое целое.

          Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнёрстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

         Как же добиться межполушарного взаимодействия? Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных упражнений «гимнастика для мозга» или, если выражаться научным языком «Кинезиология» (от греческого «кинезис» - движение, «логос» - наука), что обеспечивает эффективное взаимодействие полушарий. Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.

Комплекс специальных кинезиологических упражнений был разработан и апробирован доктором философии Полом Деннисоном - основателем образовательной кинезиологии. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». В 1987 г. результаты Гимнастики мозга были оценены экспериментально. Каждый ученик делал упражнения Гимнастики мозга по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В России Гимнастики мозга впервые появилась в 1988 г.

          Это система, которая способствует раскрытию возможностей, заложенных в нашем теле. Упражнения облегчают восприятие и понимание учебных материалов и помогают освоению новых навыков школьниками любого возраста.

Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Развитие речи;

  Методы и приёмы.

Растяжки  нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата;

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и

повышают энергетизацию организма;

Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные

зажимы;

Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;

Массаж воздействует на биологически активные точки;

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию

напряжения.

Кинезиологические упражнения использую как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Они занимают немного времени, принося несоизмеримую пользу.

Все упражнения данной системы - перекрёстные. Перекрёстность - главный принцип гимнастики мозга, означает подключить оба полушария мозга.

Приведу пример небольшого комплекса упражнений, который может быть использован как воспитателем, так и родителями дома. 5-7 минут занятий повышают умственную энергию, усиливают мотивацию к учёбе и к тому же имеют оздоровительный эффект.

«Колечко» - поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -

двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро -

ладонь).
Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

Кулак –ребро –ладонь.

 «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».  

Ещё одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.  При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.  Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнения можно включать практически во все режимные моменты.

        Уважаемые коллеги, используйте эти простые упражнения в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Картотека тематический идей проведения мастер-классов для детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Наиболее...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профес...