Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»
презентация по развитию речи

Вьюнышева Елена Николаевна

Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx376.04 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_master-klass.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №393»

Мастер – класс для педагогов

 «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

        Воспитатель:

Вьюнышева Елена Николаевна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса 

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность,познакомить с особенностями,этапами работы;

- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 

Оборудование:

Листы бумаги,цветные карандаши,мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 

Форма проведения: 

Педагоги,без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

 

Участники: 6 педагогов

Ход мастер-класса:

Приветствую вас коллеги на мастер-классе по использованию мнемотехники в речевом развитии детей. Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты  ихиспользования.

Мы с вами часто слышим от родителей такие слова: «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». А все дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, и реже слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание, путем образования дополнительных ассоциаций.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, предмет, рассказать сказку. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицыпри разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

- Кто из Вас сможет сразу повторить стихотворение? Тогда предлагаю попробовать вместе составить мнемотаблицу.  Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно. (рисуют)

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение.

- В занятиях с можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно.Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Вначале, попробуем с вами отгадать названия сказок, спрятанных в мнемотаблицах и вспомнить их.

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать!

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать текст, учить составлять описательный рассказ.Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим.Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей » Воспитатель Вьюнышева Елена Николаевна

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание, путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Слайд 5

Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева

Слайд 7

Заучивание чистоговорок

Слайд 9

Заучивание чистоговорок

Слайд 15

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать текст, учить составлять описательный рассказ. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.

Слайд 16

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Слайд 17

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....

Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...

Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей"

Как научить дошкольника последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, и при этом сделать этот процесс увлекательным. Для решения этой задачи можно использовать технологию "Мнемот...