Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Буратино»
САМООБРАЗОВАНИЕ
на 2023 – 2024 учебный год
в горн «Почемучки»
Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатели: Козлова Л.Л.
Васильева В.А.
г. Мегион
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Буратино»
Воспитатели: Васильева Валентина Александровна,
Козлова Любовь Леонидовна,
Этап работы над темой: 9 месяцев
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Дата окончания работы: май 2024 г.
Тема самообразования: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Задачи:
- Изучение методической литературы.
- Повышение уровня компетентности через повышение квалификации, участие в вебинарах и семинарах по теме самообразования.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
- Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии, мнемотехники.
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Для детей:
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей и используются:
1. Для обогащения словарного запаса.
2.При заучивании стихов.
3.При пересказах художественной литературы.
4.При обучении составлению рассказов.
5.При отгадывании и загадывании загадок.
Для родителей:
- Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
- «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
- «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
- Активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.
- Конкурс для родителей и детей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам».
- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Значение развития связной речи».
- Выступление на родительском собрании «Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность.
«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго
будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с
картинками, их он усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатый синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь, простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по развитию речи.
План работы:
Содержание работы | сроки |
Изучить ФОП ДО Изучение методической литературы, опыта работы других педагогов | Сентябрь - май |
Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах. | В течении года |
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями; | Сентябрь - октябрь |
Организация РППС в группе. | Октябрь |
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». | Ноябрь |
Родительское собрание «Мнемотехника - метод развития речи детей. | Декабрь |
Консультация «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». | Январь |
Мастер –класс по мнемотаблицам с родителями. | Февраль |
Конкурс для родителей и детей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам». | Март |
Создать копилку методических разработок. | Апрель |
Отчёт о проделанной работе на итоговом педсовете. | Май |
Перспективный план работы с детьми и родителями
Месяц | № П/П | Тема | Задачи | Работа с родителями |
сентябрь | 1 2 | «Вот какая наша группа» «На нашем участке!» | Адаптировать детей к новому пространству посредством использования мнемокартинок, закрепление правил поведения в группе и в общении с детьми и взрослыми Формировать понятие о себе и о своей семье, используя мнемотаблицу. Познакомить с правилами поведения на улице, расширять представление о ближайшем окружении | Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» |
октябрь | 1 2 3 | «Что нам осень принесла?!» «Кукла Маша собирается на прогулку» «Опустился листик на ладошку!» | Познакомить с некоторыми овощами и фруктами используя мнемотаблицу по четырем признакам: цвет, размер, форма, вкус Закрепить последовательность одевания при помощи мнемокарточек Развивать умение отвечать на вопросы о признаках осени, обогащать словарь за счет новых слов (красный ,желтый, зеленый, березовый,рябиновый) | Мастер класс «Эта удивительная осень!» (прогулка в осенний парк с использованием мнемокартинок) |
2 | 1 2 | «Прокати нас, грузовик!» «Дом, в котором мы живем» | Познакомить с основными частями грузовика, учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений (по мнемотаблице) Учить выявлять признаки (высокий-низкий, узкий-широкий) при помощи мнемокарточек | Мастер –класс «Знакомство со сказками» : использованием мнемотаблиц при пересказывании сказки, проведение выставки мнемотаблиц составленных дома. |
декабрь | 1 2 | «В гости к нам Зима пришла!» «Мы встречаем Новый год!» | Познакомить с признаками зимы используя мнемокарточки Учить запоминать стихотворения о зиме при помощи мнемотаблиц Расширять представление о традиции празднования праздника при помощи мнемокарточек | Мастер – класс «Безопасный Новый год!» учить родителей составлять мнемокарточки по теме безопасность во время новогодних каникул |
январь | 1 2 | « Зимние забавы» «В зимнем лесу» | Учить составлять рассказ по теме используя мнемотаблицу расширение словаря за счет слов: снежный, веселый, здоровый, гулять, радость Закреплять правила поведения на улице зимой (мнемокарточки) Расширять представление об особенностях жизни диких животных зимой (мнемотаблица) Учить составлять небольшой рассказ ( 2-3 предложения) мнемотаблице | Индивидуальные беседы на тему « Животные в лесу зимой» Учить составлять описательный рассказ о жизни диких животных в зимнем лесу с помощь. мнемотаблицы |
февраль | 1 2 | « На кормушку прилетели» «День Защитника Отечества» | Познакомить с зимующими птицами: название, особенности поведения зимой в городе (мнемотаблица) Закрепить представление о празднике (мнемотаблица) Расширение словаря за новых слов: сильный, смелый, ловкий, быстрый, защищать, охранять | Открытое мероприятие на тему «День Защитника Отечества» |
март | 1 2 | « Моя мама» «Вот пришла Весна!» | Учит составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) по мнемотаблице о маме Закреплять представление о признаках весны по мнемотаблице Расширять словарь за счет новых слов: весенний, яркий, тепло, капель, ледоход | Консультация на тему «Вот пришла Весна!» Учить использовать мнемотаблицы при заучивании стихотворении о весне |
апрель | 1 2 | «Птицы прилетели» «Бегут, бегут в лесу ручьи!» | Закрепить представление о внешнем виде некоторых птиц, их особенностях и образе жизни, питании (мнекарточки) Закреплять знания о свойстве воды (мнемокарточки), расширение словаря : весенний, бежит, быстро, тает, ледоход, кораблик, плыть. | Консультация « Птицы прилетели!» Учить использовать мнемотаблицы при рисовании птиц и составлять рассказ из 2 – 3 предложений по мнемокарточкам |
май | 1 2 | «Эти первые цветы!» «Скоро лето!» | Познакомить с 2 -3 первыми цветами, их внешнем виде (одуванчик, мать и мачеха, подснежник) по мнемокарточкам Закрепление правил поведения на улице и в лесу (мнемокарточки). | Информационный стенд – материал на тему « Безопасность летом!» учить составлять мнемокарточки на тему безопасности поведения на улице, на дачи, в лесу летом |
Изучение учебно-методической литературы:
1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
2. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
3. Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа
Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...
Конспект Непрерывной-образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «По дорогам русских сказок»
В ходе занятия дети вспомнят названия русских народных сказок и сказочных героев. Помогут Зайке отыскать его сказку и вернуться домой....
Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год
Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....
План по самообразованию «Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:-Ограниченность детского словаря;-Дети не владеют речевыми жанрами...
Презентация: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»
Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...