Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Козлова Любовь Леонидовна

Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

 САМООБРАЗОВАНИЕ

на 2023 – 2024 учебный год

в горн «Почемучки»

Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатели: Козлова Л.Л.

Васильева В.А.

г. Мегион

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Воспитатели: Васильева Валентина Александровна, 

Козлова Любовь Леонидовна,

Этап работы над темой: 9 месяцев

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Дата окончания работы: май 2024 г.

Тема самообразования: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Задачи:

 - Изучение методической литературы.

- Повышение уровня компетентности через повышение квалификации, участие в вебинарах и семинарах по теме самообразования. 

- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей.

- Расширять и обогащать словарный запас детей.

- Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии, мнемотехники.

- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Для детей:

Мнемотаблицы   служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей и используются:

1. Для обогащения словарного запаса.

2.При заучивании стихов.

3.При пересказах  художественной литературы.

4.При обучении составлению рассказов.

5.При отгадывании и загадывании загадок.

Для родителей:

- Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

- «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

- «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

- Активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.

Конкурс для родителей и детей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам».

- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Значение развития связной речи».

- Выступление на родительском собрании «Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность.

«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго

будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с

картинками, их он усвоит на лету». К.Д.Ушинский

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатый синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь, простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по развитию речи.

План работы:

Содержание работы

сроки

Изучить ФОП ДО

Изучение методической литературы, опыта работы других педагогов

Сентябрь - май

Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах.

В течении года

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

Сентябрь - октябрь

Организация РППС в группе. 

Октябрь

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Родительское собрание «Мнемотехника - метод развития речи детей.

Декабрь

Консультация «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Январь

Мастер –класс по мнемотаблицам с родителями.

Февраль

Конкурс для родителей и детей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам».

Март

Создать копилку методических разработок.

Апрель

Отчёт о проделанной работе на итоговом педсовете.

Май

Перспективный план работы с детьми и родителями

Месяц

№ П/П

Тема

Задачи  

Работа с родителями

сентябрь

1

2

«Вот какая наша группа»

«На нашем  участке!»

Адаптировать детей к новому пространству посредством использования мнемокартинок, закрепление правил поведения в группе и в общении с детьми и взрослыми

Формировать понятие о себе и о своей семье, используя мнемотаблицу.

Познакомить с правилами поведения на улице, расширять представление о ближайшем окружении

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

октябрь

1

2

3

«Что нам осень принесла?!»

«Кукла Маша собирается на прогулку»

«Опустился листик на ладошку!»

Познакомить с некоторыми овощами и фруктами используя мнемотаблицу по четырем признакам: цвет, размер, форма, вкус

Закрепить последовательность одевания  при помощи мнемокарточек

Развивать умение отвечать на вопросы о признаках осени, обогащать словарь за счет новых слов (красный ,желтый, зеленый, березовый,рябиновый)

Мастер класс «Эта удивительная осень!» (прогулка в осенний парк с использованием мнемокартинок)

2

1

2

«Прокати нас, грузовик!»

«Дом, в котором мы живем»

Познакомить с основными частями грузовика, учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений (по мнемотаблице)

Учить выявлять признаки (высокий-низкий, узкий-широкий) при помощи мнемокарточек

Мастер –класс «Знакомство со сказками» : использованием мнемотаблиц при пересказывании сказки, проведение выставки мнемотаблиц составленных дома.

декабрь

1

2

«В гости к нам Зима пришла!»

«Мы встречаем Новый год!»

Познакомить с признаками зимы используя мнемокарточки

Учить запоминать стихотворения о зиме при помощи мнемотаблиц

Расширять представление о традиции празднования праздника при помощи мнемокарточек

Мастер – класс «Безопасный Новый год!» учить родителей составлять мнемокарточки по теме безопасность во время новогодних каникул

январь

1

2

« Зимние забавы»

«В зимнем лесу»

Учить составлять рассказ  по теме используя мнемотаблицу расширение словаря за счет слов: снежный, веселый, здоровый, гулять, радость

Закреплять правила поведения на улице зимой (мнемокарточки)

Расширять представление об особенностях жизни диких животных зимой (мнемотаблица)

Учить составлять небольшой рассказ ( 2-3 предложения) мнемотаблице

Индивидуальные беседы на тему « Животные в лесу зимой»

Учить составлять описательный рассказ о жизни диких животных в зимнем лесу с помощь. мнемотаблицы

февраль

1

2

« На кормушку прилетели»

«День Защитника Отечества»

Познакомить с зимующими птицами: название, особенности поведения зимой в городе (мнемотаблица)

Закрепить представление о празднике  (мнемотаблица)

Расширение словаря за новых слов: сильный, смелый, ловкий, быстрый, защищать, охранять

Открытое мероприятие на тему «День Защитника Отечества»

март

1

2

« Моя мама»

«Вот пришла Весна!»

Учит составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) по мнемотаблице о маме

Закреплять представление о признаках весны по мнемотаблице

Расширять словарь за счет новых слов: весенний, яркий, тепло, капель, ледоход

Консультация на тему «Вот пришла Весна!»

Учить использовать мнемотаблицы при заучивании стихотворении о весне

апрель

1

2

«Птицы прилетели»

«Бегут, бегут в лесу ручьи!»

Закрепить представление о внешнем виде некоторых птиц, их особенностях и образе жизни, питании (мнекарточки)

Закреплять знания  о свойстве воды   (мнемокарточки), расширение словаря : весенний, бежит, быстро, тает, ледоход, кораблик, плыть.

Консультация « Птицы прилетели!» Учить использовать мнемотаблицы при рисовании птиц и составлять рассказ из 2 – 3 предложений по мнемокарточкам

май

1

2

«Эти первые цветы!»

«Скоро лето!»

Познакомить с 2 -3 первыми цветами, их внешнем виде (одуванчик, мать и мачеха, подснежник) по мнемокарточкам

Закрепление правил поведения на улице и в лесу (мнемокарточки).

Информационный стенд – материал на тему « Безопасность летом!»  учить составлять мнемокарточки на тему безопасности поведения на улице, на дачи, в лесу  летом

Изучение учебно-методической литературы:

1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

2. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

3.  Изучение методик и технологий в  интернет-ресурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Конспект Непрерывной-образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «По дорогам русских сказок»

В ходе занятия дети вспомнят названия русских народных сказок и сказочных героев. Помогут Зайке отыскать его сказку и вернуться домой....

Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....

План по самообразованию «Мнемотехника - метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:-Ограниченность детского словаря;-Дети не владеют речевыми жанрами...

Презентация: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...