РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
консультация на тему

Яковлева Зоя Валериевна

консультация  для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi_starshaya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

«Особенности и проблемы речевого

развития у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО дошкольного ВОЗРАСТА»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, вспомните, пожалуйста, то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

  • Если «да»:

Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.

  • Если «нет», не задумываемся:

Очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ

ПРОБЛЕМЫ НАШИХ ДЕТЕЙ

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

                     И ДРУГОЕ….

ЭТО ИДЕАЛ!!!

А ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

  • ОДНОСЛОЖНАЯ РЕЧЬ

Состоящая из одних простых предложений речь.

  • БЕДНАЯ РЕЧЬ

Недостаточный словарный запас.

  • СЛОВА - «ПАРАЗИТЫ»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

  • НЕТ ГРАМОТНЫХ ВОПРОСОВ

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Заметьте не только у детей, но у взрослых возникает эта проблема.

  • НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо).

  • НЕ МОГУТ ЛОГИЧЕСКИ ОБЪЯСНЯТЬ.

Часто дети путаются в объяснении своих мыслей.

  • РЕЧЬ НЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНА

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

  • ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

А САМОЕ ГЛАВНОЕ ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!!! Важно знать, что к 6 - 7 годам дети УЖЕ:

-  осознают дефекты своей речи,                                                

-  болезненно их переживают, и

становятся молчаливыми, замкнутыми, раздражительными!!!

ВЕДЬ Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас (зачитываю слова из 2-го столбца) !!!

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

  1. Большое внимание уделяйте составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине, из личного опыта. Если ребёнок при составлении рассказов затрудняется, помогите ему с помощью наводящих вопросов, но сами старайтесь не произносить предложения.        Можно взять самую обыкновенную открытку. Поинтересуйтесь у ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что может произойти потом.

  1. Очень важно с детьми разучивать стихи, даже если это четверостишья.  Это способствует развитию выразительности, тренирует память, а главное ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ребенка.

  1. Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время прогулок, во время езды на транспорте, даже во время совместной трудовой деятельности. Но ОБЯЗАТЕЛЬНО при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».

  1. Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Художественная литература обогащает словарь детей за счет эпитетов, сравнений, активизирует в речи прилагательные и глаголы.

  1. НА ПРОГУЛКАХ используйте разные ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком:

Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, дуб, клён, сосна, ель). Предложите ребёнку сравнить сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), попросите назвать их, одним словом.

Например, в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются в парк. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в парке. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

  1. Просмотр мультфильмов – отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно Вам пересказывает.     Ведь Вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но Вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Прослушав историю, похвалите Вашего маленького сказочника!

  1. Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В помощь, дайте ему фотоснимки или видеосюжеты. Пусть ребёнок сам решит, о чем рассказывать. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

  1. В совместной бытовой деятельности с ребенком можно использовать пословицы и поговорки. Например, во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь». Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда». Но не забывайте объяснять смысл и значение этих пословиц и поговорок.

  1. ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Ведь чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Мелкую моторику рук развивают ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ; а также ЗАНЯТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (РИСОВАНИИ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ). Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками. ПОМНИТЕ, НЕДАРОМ ГОВОРЯТ, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

  1.  Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические речевые упражнения. Такие как, «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Что из чего сделано?», «Один – много», «Назови ласково», «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?», «КТО КАКОЙ ГОЛОС ПОДАЁТ?», «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?», «Так бывает или нет?», «Назови одним словом» и другие.

Если обобщить всё сказанное выше, РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ!!!

  • Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
  • Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  • Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Без помощи и руководства взрослого РЕЧЬ развивается медленно или не развивается совсем. Поэтому родителям необходимо совместить три важных компонента: общение, игру и обучение.

А ТАКЖЕ:

Ребенок с хорошо развитой речью:

 - легко вступает в общение с окружающими;

   - понятно выражает свои мысли, желания;

   - задает вопросы, договаривается со сверстниками о совместных делах;

   - становится желанным партнером и собеседником в группе сверстников;

   - И САМОЕ ГЛАВНОЕ - готов к обучению в школе, не испытывает серьезных затруднений в освоении письма и чтения

И напоследок Я ХОЧУ вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:односложнаяСостоящая из одних простых ...

Выступление на родительском собрании "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста".

Цель выступления, привлечь родителей  к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание по теме: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».

Родительское собрание по теме:Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».Цель: привлечь родителей к вопросу ...

Родительское собрание"Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Роль семьи в преодолении дефектов речи."

 Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мысле...

Дистанционное родительское собрание на тему: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".

Дистанционное родительское собрании е в подготовительной к школе группе.Тема: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.  «А как речь – то говорит, словно реч...

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы некоторым ребятам подготовительной группы  осталось немного времени . Все вы знаете, поступа...