Родительское собрание в старшей разновозрастной группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Пехенько Любовь Васильевна

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы некоторым ребятам подготовительной группы  осталось немного времени . Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование с учителем. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rodit_sobranie_2023.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Хочу напомнить вам, что у нас разновозрастная группа. В нашей группе дети от 4 до 7 лет, то есть три возраста средний, старший и подготовительный.

В своей работе мы опираемся на основные нормативно – правовые документы регламентирующими деятельность ДОУ:

Федеральный закон «  Об образовании»

Сан Пин

Международная конвенция о правах ребенка

На сегодняшний день мы работаем по  Федеральной образовательной программе.  По-прежнему содержание дошкольного образования детей реализуется по пяти направлениям (образовательным областям):  социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Современное дошкольное образование уделяет большое внимание воспитательной работе с детьми. Большое место отводится патриотическому воспитанию.

  И сегодня наше родительское собрание посвящено теме «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  дошкольного ВОЗРАСТА»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы некоторым ребятам подготовительной группы  осталось немного времени . Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование с учителем. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

 Вспомните, пожалуйста, то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

• Если «да» :

Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.

• Если «нет»не задумываемся:

Очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске) :

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ          ПРОБЛЕМЫ НАШИХ ДЕТЕЙ

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

И ДРУГОЕ….

ЭТО ИДЕАЛ!

А ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

• ОДНОСЛОЖНАЯ РЕЧЬ

Состоящая из одних простых предложений речь.

• БЕДНАЯ РЕЧЬ

Недостаточный словарный запас.

• СЛОВА - «ПАРАЗИТЫ»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.

• НЕТ ГРАМОТНЫХ ВОПРОСОВ

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Заметьте не только у детей, но у взрослых возникает эта проблема.

• НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо).

• НЕ МОГУТ ЛОГИЧЕСКИ ОБЪЯСНЯТЬ.

Часто дети путаются в объяснении своих мыслей.

• РЕЧЬ НЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНА

Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

• ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

 Важно знать, что к 6 - 7 годам дети уже:

- осознают дефекты своей речи,

- болезненно их переживают, и

становятся молчаливыми, замкнутыми, раздражительными!

Ведь ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас (зачитываю слова из 2-го столбца) !

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

2. Большое внимание уделяйте составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине, из личного опыта. Если ребёнок при составлении рассказов затрудняется, помогите ему с помощью наводящих вопросов, но сами старайтесь не произносить предложения. Можно взять самую обыкновенную открытку. Поинтересуйтесь у ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что может произойти потом.

3. Очень важно с детьми разучивать стихи, даже если это четверостишья. Это способствует развитию выразительности, тренирует память, а главное обогащает словарный запас ребенка.

4. Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время прогулок, во время езды на транспорте, даже во время совместной трудовой деятельности. Но обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?»«почему?».

5. Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Художественная литература обогащает словарь детей за счет эпитетов, сравнений, активизирует в речи прилагательные и глаголы.

6. НА прогулках используйте разные ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком:

Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, дуб, клён, сосна, ель). Предложите ребёнку сравнить сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются, попросите назвать их, одним словом.

Например, в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются на прогулку. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в природе. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

7. Просмотр мультфильмов – отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле» : мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно Вам пересказывает. Ведь Вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но Вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Прослушав историю, похвалите Вашего маленького сказочника!

8. Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В помощь, дайте ему фотоснимки или видеосюжеты. Пусть ребёнок сам решит, о чем рассказывать. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

9. В совместной бытовой деятельности с ребенком можно использовать пословицы и поговорки. Например, во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь»«Дорога ложка к обеду»«Захочешь кушать - руку протянешь». Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»«Что посеешь, то и пожнешь»«Лентяю все некогда». Но не забывайте объяснять смысл и значение этих пословиц и поговорок.

10. Уважаемые родители, вы знаете ,что развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Ведь чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Мелкую моторику рук развивают игры с песком и водой; а также занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация). Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками. Помните, недаром говорят, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

11. Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические речевые упражнения. Такие как, «Скажи наоборот»«Закончи предложение»«Исправь ошибку»«Что из чего сделано?»«Один – много»«Назови ласково»,  «Кто где живет?»«Так бывает или нет?»«Назови одним словом» и другие.

Если обобщить всё сказанное выше, помните!

Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Без помощи и руководства взрослого речь развивается медленно или не развивается совсем. Поэтому родителям необходимо совместить три важных компонента: общение, игру и обучение.

А  так же:

Ребенок с хорошо развитой речью :

- легко вступает в общение с окружающими;

- понятно выражает свои мысли, желания;

- задает вопросы, договаривается со сверстниками о совместных делах;

- становится желанным партнером и собеседником в группе сверстников;

- И самое главное - готов к обучению в школе, не испытывает серьезных затруднений в освоении письма и чтения

И напоследок я хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

 

Разное

Хочется напомнить , что прием детей осуществляется до 8.40. Опаздывания мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов зарядки. Зарядка в 8.45

Если по какой то причине опоздали, предупредите воспитателя и подождите пока пройдет утренняя гимнастика, не заводите ребенка во время проведения зарядки.

Хочу напомнить, что в кабинке у каждого ребенка должна быть   обязательно сменная одежда  в пакете .

Выбор родительского комитета группы.

Новый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:односложнаяСостоящая из одних простых ...

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития малыша и его дальнейшего успешного обучения в школе. . Для правильного воздействия на форм...

Особенности и проблема речевого развития у детей среднего дошкольного возраста

Особенности и проблема речевого развития у детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста».

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"....

Родительское собрание в старшей группе: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".

Привлечение  родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....