Родительское собрание «Детское экспериментирование в домашних условиях»
классный час (старшая группа) на тему

·         Раскрыть важную роль семьи  в развитии познавательных способностей детей, ориентировать на взаимодействие с детьми;

·         Расширять знания родителей о технологии детского экспериментирования;

·         Расширять партнерство семьи и детского сада в развитии поисково-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx484.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Детское экспериментирование в домашних условиях»

Девиз: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

        Ральф Уолдо Эмерсон.

Предварительная работа:

1.Создание познавательно-развивающей среды в группе.

2.Подготовка материала для показа опытов и экспериментов.

4.Оформление пригласительных билетов и объявления.

5.Оформление фотовыставки «Наши открытия».

Цели:

  • Раскрыть важную роль семьи  в развитии познавательных способностей детей, ориентировать на взаимодействие с детьми;
  • Расширять знания родителей о технологии детского экспериментирования;
  • Расширять партнерство семьи и детского сада в развитии поисково-исследовательской деятельности детей.

План собрания:

  1. Что такое-технология детского экспериментирования?
  2. Показ опытов, проводимых  в детском саду. ( Воспитатели).

3. «Экспериментируем дома». Рассказы родителей об экспериментировании дома. Показ опытов детьми и родителями.

4.Рекомендации родителям об организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Ход собрания:

Воспитатель:

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою особенность, поскольку весь образовательный процесс организован не на обучение дошкольников, а на развитие и воспитание. При этом мы стараемся создавать необходимые условия для формирования любознательности, инициативности, наблюдательности.

Всем хорошо известно, что развитие познавательной деятельности имеет большое значение для формирования личности  маленького человека. Это важно еще и потому, что именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает от 50% до 70% информации об окружающем мире, а остальные 30-50% – всю оставшуюся жизнь. И очень важно, чтобы ребенок не просто усваивал эти

знания, а научился самостоятельно их приобретать.

Часто взрослые используют форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. Такое обучение можно назвать пассивным, когда ребенок только слушает и запоминает (а иногда не слушает и не запоминает, если ему не интересно). Но сам в активном изучении объекта не участвует. При этом  шансы ребенка развить высокую познавательную активность снижаются.

В связи с этим, наиболее эффективной развивающей, на сегодняшний день, является технология детского экспериментирования. Несмотря на различные области применения данной технологии, можно выделить одну отличительную особенность: ребенок познает объект в процессе практической деятельности с ним.

У китайского народа есть изречение:

        То, что я услышал, я забыл,

        То, что я увидел, я помню,

        То, что я сделал, я знаю.

На этом и  основана  технология детского экспериментирования.

Известно, что ребенок развивается в деятельности, которая является способом самореализации и самораскрытия человека. А исследовательская деятельность вызывает у малыша непроизвольный интерес. Без каких бы то ни было волевых усилий, дошкольник может практически самостоятельно найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и сделать множество удивительных открытий. Кроме того, детское мышление имеет наглядно-образный и наглядно-действенный характер, поэтому, обучая ребенка, знания необходимо представлять визуально и так, чтобы малыш имел возможность понаблюдать, потрогать, понюхать, действовать.

Таким образом, в ходе исследований происходит формирование знаний, которые приобретаются в результате активного взаимодействия с реальностью.

С младшей группы мы работаем над задачей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования», чтобы систематизировать эту работу, разработали перспективный план, картотеку, оформили уголок экспериментирования, привлекли в помощь родителей.

Что мы включили в развивающую среду:

1.Куклы Почемучка, Незнайка, от имени которых моделируется проблемная ситуация;

2.Место для выставок, объектами которых могут быть различные коллекции, мини-музеи, тактильные дощечки, звучащие коробочки, бумага разных видов, фольга, кусочки ткани разной фактуры и т.д.

3.Приборы и оборудование: лупы, зеркала, весы, микроскоп, песочные часы, фонарики, бинокли, магниты, термометры, глобус и т.д.

4.Природный материал:  желуди, шишки,  каштаны, фасоль, ракушки, камни и т.д.

Бросовый материал: коробки, палочки, трубочки, нитки, веревки и пр.

5.Место для выращивания растений: комнатных цветов, лука, фасоли, ячменя, веточек деревьев. Ввели «Дневник наблюдений», в котором зарисовываем  процесс распускания листьев, роста различных растений.

6. Стол для проведения опытов, клеёнки, фартуки с нарукавниками, ёмкости для песка и воды, пластиковые бутылки и стаканы различного объема. Мерные стаканы, воронки, сита, совочки, формы для песка и почвы.

7. Энциклопедии, книги познавательного характера.

У всех дома есть магнитики. Дети их очень любят. Поэтому мы решили использовать магниты в своей работе. Для этого взяли за основу металлические  банки  из-под кофе и соков, обклеили их самоклейкой так, чтобы получились фрагменты суши, воды и неба. Вырезали подходящие картинки, наклеили их на картон, с обратной стороны приклеили магниты. Получилось отличное пособие, которое можно использовать не только при  экспериментировании, но и в играх по развитию речи и театрализации.

F:\ваза\DSCF1472 (2).JPG

Сейчас мы расскажем и покажем, какие интересные опыты и эксперименты проводили с детьми.

  1.  «Мы – фокусники».
  2. «Радуга».
  3. «Животворное свойство воды».
  4. «Вода прозрачная».
  5. «Буря».

6. «Ветер – это движение воздуха»

7. «Живая змея».

8.  «Как выйти сухим из воды».

9.  «Волшебные зеркала».

(Подробное описание этих опытов и экспериментов содержится в приложении)

Всем известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации, мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским  радостям и огорчениям, необходимости поддержания познавательного интереса детей, их  стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений  действительности.

Нет белее пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди взрослых часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы своего Почемучки? С готовностью показываете и рассказываете о предметах, которыми заинтересовался  ваш малыш. Регулярно бываете с детьми в кинотеатре, музее, парке? Огромной ошибкой будет, если взрослые  отшучиваются от вопросов маленьких человечков: «много будешь знать – скоро состаришься». Ошибки взрослого пагубно сказываются на ребёнке, который уже в последующей жизни окажется пассивным, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из важных условий развития детской любознательности, а в конечном итоге, познавательных интересов ребенка.

Собственный жизненный опыт ребенка очень ограничен. Семья, квартира, двор, детский сад – вот и всё, с чем он более- менее знаком. Но ведь есть ещё «большой мир», в котором ребёнку предстоит жить, когда он станет взрослым. Готовить его к жизни в этом большом мире нужно уже с дошкольного возраста.

Ребенок познаёт мир в процессе любой деятельности. Но именно в процессе познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно – следственных, пространственных связях, что позволяет ему расширить и упорядочивать свои представления об окружающем мире.

Знает ли ваш ребенок, чем отличается день от ночи? С дождиком он знаком. А что сыплется из тучи зимой? Покажите ребенку, как тают снежинки на теплой ладошке. А на земле не тают, и образуют сугробы. Почему так? А как сделать, чтобы снег и лёд быстро растаяли? А что будет, если воду вынести на мороз? Необходимо проделать такие эксперименты несколько раз. Чтобы ребёнок понял, что это постоянные, закономерные явления.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не потребуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно,  некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для экспериментов. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать о свойствах воды, мыла, растворимости веществ. На кухне, где дети часто мешают взрослым, можно их заинтересовать, устроив игру с водой и поролоновыми губками: пусть попробуют узнать, сколько губка может «выпить» водички. Можно ли набрать в губку воды, сколько хочется, почему получается так, а не иначе. На все вопросы дети будут искать самостоятельные ответы. Можно так же провести эксперимент в любом виде деятельности. Например, вовремя рисования у ребёнка закончилась зелёная краска. Предложите ему самому подумать, как сделать или подсказать, что надо смешать две краски. Пусть опытным путем ребенок ищет верное решение.

Интересные эксперименты можно организовать с  растениями. Дети с удовольствием будут помогать старшим в посеве семян, высаживании рассады. Они с радостью будут поливать, ухаживать, и смогут наблюдать, как из маленького семечка вырастает растение.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают,  развивать логику, мышление, позволяют показать связи между живым и неживым в природе,  совершенствуют речь, развивают творческий потенциал ребенка.

В домашних условиях можно также провести некоторые опыты, родители с детьми покажут их:

  1. «Волшебство аленьких цветов».
  2. «Умывальников начальник».
  3. «Делаем облако».
  4. «Как маскируются животные».
  5.  «Секретное письмо».
  6. «Вдвоем веселее».

( см. в  приложении)

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково -

исследовательской активности детей, для поддержания интереса к

познавательному экспериментированию:

  • Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
  • Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и пр. – ребёнок не может развиваться без помощи взрослых.
  • Предоставлять ребёнку возможность действовать с различными материалами и предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя с детства мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать всё новое, потому, что это интересно, помогать ему своим участием.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Если у вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это ему запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для нег важней всего.

В заключении хотелось бы отметить, что данная проблемно-игровая технология детского экспериментирования является инновационной в детском саду. В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается  вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учится совместно с взрослым и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения, встающих перед ним проблем, и находить ответы на возникающие вопросы. Это говорит о том, что цель исследовательской деятельности – развитие познавательной активности дошкольника  - совпадает с общей целью воспитания: формирование всесторонне развитой личности.

Список использованной литературы:

  1. . Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2.  Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3.  Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997
  5.  Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  6. Журнал "Мастерилка" (11.05) Издательского Дома "Карапуз" 
  7.  Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

8. Интернет ресурсы

Приложение:

«Мы – фокусники»

Цель:  Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Игровой материал:  Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

 Ход игры: Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит, в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

«Радуга»

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово « ра – дуга »? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ра – круг».

«Животворное свойство воды»

Заранее срежьте веточки быстрораспускающихся  деревьев. Возьмите сосуд, приклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте веточки в воду, и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме «Деревья».

«Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком.

 В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они

видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике

водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

«Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

 «Ветер – это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется  и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха

«Живая змея»

Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

«Как выйти сухим из воды»

Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

"Волшебные зеркала"
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

«Волшебство аленьких цветов»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Умывальников начальник»
Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника. 

«Делаем облако»
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

« Как маскируются животные»

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить  один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего  пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

 

«Секретное письмо»
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

«Вдвоем веселее»
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами....

Родительское собрание «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях. Задачи: Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общать...

Родительское собрание "Детское экспериментирование"

Родительское собрание "Детское экспериментирование"...

ПРОТОКОЛ родительского собрания «Детское экспериментирование в детском саду и дома».

Консультация «Детское экспериментирование в детском саду и дома». Цель: повышение уровня знаний родителей в области экспериментальной деятельности, что поможет родителям повысить детс...

Родительское собрание «Детское экспериментирование в домашних условиях»

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою особенность, поскольку весь образовательный процесс организован не на обучение дошкольников, а на развитие и воспитание. При этом мы стараемся создавать ...