Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях внедрения ФГОС
статья (старшая группа) на тему

Саворыгина Инна Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_i_roditeley_v.docx21.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в

условиях внедрения ФГОС.

Из опыта работы музыкального руководителя

Саворыгиной Инны Николаевны.

Ключевая установка стандарта дошкольного образования - это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность

восприятия.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через

детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и

взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если

смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то

многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального

образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения,

выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование

со звуками. Участие родителей в жизни детского сада не просто дань моде. Сама жизнь заставила педагогов быть ближе к семье и только вместе с ней решать проблемы дошкольников.

Требования ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ свидетельствуют о том, что организация дошкольного воспитания в России коренным образом меняется. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека.

Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя с вами, родители. Существуют знакомые способы взаимодействия – это посещение непосредственно музыкального занятия и утренника и развлечения. Если говорить о музыкальном развитии, то у родителя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своего ребёнка! Для чего? Для того чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ещё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта и родителя не только в детском саду, но и дома. Какие же способы работы можно предложить родителям в течение дня дома? Первое – можно предложить создать дома музыкальные и театральные уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Желательно, создать условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество - играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, взрослые – роль зрителей. Далее наоборот. Поручите ребёнку, провести репетицию перед концертом, и дошкольник с удовольствием в этом поучаствует, при этом, он использует полученные умения и навыки, а заодно и поможет нам понять, в какой степени он освоил песни, танцы и игру на инструментах.

Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для родителя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:

Тихие игры: так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз. Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков — не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух. Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, в которых участвовать могут все без исключения, то есть мы создаём те самые условия для развития детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками.

1.«Глухой телефон» - активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.

2.«Разная тишина» - Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях.

3. «Кто меня позвал?» - развивается тембровый слух, внимание.

4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.

5. «Ушки назад» - внимание, воображение.

6. «Какой инструмент звучал?» - тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил).

7. «Ритмическое эхо» - ритмический слух, внимание. Развитие ритмичности – одно из важнейших задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)

Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности — сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп». Если говорить о сохранении здоровья, то очень полезны дыхательные упражнения, они всегда должны использоваться перед пением. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок», «Шумелки», «Мячик», «Немой телевизор».

Очень полезны «психогимнастика», в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика», с помощью которой развивается речь и дикция.

Музыкально – ритмические движения и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность — активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, применяйте игровые приёмы.

Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Рекомендую использовать элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. В выходные дни вместо утренней гимнастики желательно проводить «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу взрослого, выполняют танцевально – ритмические композиции. Дети слушают, видят движение в исполнении взрослых и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения. Рекомендую использовать танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными.

Дома можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!

Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Предлагаю методы для закрепления певческих навыков: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка». В музыкальной деятельности ребёнок становится более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. А исполнение красивого парного танца вместе с родителями - оставит много приятных впечатлений на всю жизнь.

Таким образом, совместная деятельность педагогов – детей – родителей дает безграничные возможности развития творческого потенциала, партнерских отношений и целостного, индивидуального развития личности ребенка.

          Родители, вы являетесь участником образовательного процесса и участие, прежде всего – это ваша обязанность, именно вы заинтересованы в том, чтобы и ваш ребёнок стал успешным, и ваше правильное поведение, родители – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам - хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родители вы должны понимать, что ваш ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Детский сад – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно.

Совместная деятельность партнеров образовательного процесса (педагогов и

родителей) – современное обязательное требование к работе музыкального

руководителя ДОУ, которое подразумевает два направления:

Анкетирование для выяснения условий в семье для развития

музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли

музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли вы

посещаете культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у

членов семьи. Выяснив эти условия, мы проведём индивидуальные

консультации по музыкальному развитию в семье.

Системное планирование работы с семьей по музыкальному

воспитанию детей имеет своей целью – повышение педагогических

знаний, культуры взаимоотношений, обучение родителей

практическим умениям в музыкальном развитии детей. Реализовать

эти цели поможет участие музыкального руководителя в родительских

собраниях, проведение консультаций по приоритетным вопросам

музыкального воспитания детей, привлечение родителей к участию в

праздниках, мини-практикумах, участие в оркестре, выполнение ими

совместно с детьми домашних заданий: « выучить частушку»,

изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома

песни и танцы, поздравить родных с праздником. Нам следует видеть

друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных

партнёров, сотрудников.

«Все мы родом из детства» и, если мы будем работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС

Данная консультация предназначена родителям дошкольников....

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольн...

Сообщение «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО дошкольного образования»

Сообщение«Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»Составила: музыкальный руководительвысшей категории Храмцова В.А.Взаимодей...

Консультация "Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования".

Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьиЗаключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого потенциала.В основе такого взаимодействия ...

"Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условии ФГОС"

Консультация музыкального руководителя с родителями воспитанников....