Работа с родителями
материал по теме

Крупенченко Елена Михайловна

Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского дома проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Для успешной работы необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Работа с родителями.                                                                                              

   Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского дома проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Для успешной работы необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в детском доме более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Задачи:

- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости;
- воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.

Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским домом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно- развивающего процесса.
Условия: 

- целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность.

Формы и методы:

-ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями;

- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени.
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);
- педагогическая библиотечка;

-консультации (плановые, неплановые - по мере необходимости).

Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей; совместных мероприятий.
    Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов - это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи), логопеды, дефектологи, физиотерапевты и врачи лечебной физкультуры.
    Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.
Большое значение имеет и проведение родительских собраний с приглашением специалистов. На этих собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы:  

 1. Необходимость специального направленного обучения детей.

 2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
 3. Информация о содержании коррекционных занятий.

Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях детского дома. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания  в детском доме.

Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечается роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий: 

а) единство требований к ребенку;
б) контроль за  выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском доме  (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. На протяжение учебного года проводятся консультации для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи. Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.

Примерные темы бесед:

1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ОВЗ.
4. Что делать, если у ребенка плохая память?
5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
6. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми.

7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
8. Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми.

Полезным для родителей является посещение открытых занятий, мастер - классов, практических занятий. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности.
Задача педагогов, работающих в детском доме, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, участвуя в жизни детского дома.
                                 

п/п

Формы работы

Цели и задачи

Периодичность

Охват

1.

Беседы

Привлечь внимание родителей к проблемам ребенка.

Дать советы и рекомендации; ответить на вопросы, интересующие родителей  по проблемам воспитания, обучения,  гармоничного физического развития, рационального питания и сна, важности режима дня и т.п.

В течении года

Все родители

2.

Консультации.

Обеспечить расширение знания родителей в разных областях воспитания и развития детей с учетом индивидуальных особенностей в умственном и психическом развитии.

В течении года

Все родители

3.

Рекламные стенды

в помещении детского дома(группа)

Размещение наглядной агитации с целью привлечения внимания  родителей к жизни ребенка в детском доме. Знакомить родителей с формами работы по охране жизни и здоровья детей, по развитию их физического здоровья.

В течении года

Все родители

4.

Родительские собрания

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

2 раза в год

Все родители

5.

Дни открытых дверей

Просмотр открытых занятий, и других режимных моментов, знакомство родителей с жизнью детей в детском доме.

2 раза в год

По желанию родителей

6.

Индивидуальная работа

Обсуждение и решение проблем, связанных с воспитанием, развитием и здоровьем детей.

постоянно

Все родители

Список используемой литературы.
1.    Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет. -М.:"ОЛМА Медиа Групп", 2006.-144 с.- (мамина школа).
2.    Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп / Серия "Мир вашего ребенка"). – Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2005.- 160с.
3.    Полякова М.А. Самоучитель  по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова.-М.: Айрис –пресс,2006. с: илл.- (Внимание: дети !).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...