Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании
статья на тему

Шепель Татьяна Ивановна

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       « РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ       ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                                         Шепель  Татьяна  Ивановна

Во что и как сегодня играют мальчики и девочки среднего дошкольного возраста в детском саду? 
Эта проблема– одна из самых сложных и интересных проблемв системе дошкольного образования. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребёнка. Именно в ней ребёнок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли. 
Дети пятого года жизни любят сюжетно – ролевые игры. Они предпочитают игровые сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально – бытовые сюжеты: «Дочки – матери», «Парикмахер», «Доктор» или «Больница», «Магазин».

Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях. Это сюжетно – ролевые игры «Строители», «Спасатель», «Автобус», «Супергерои». Дома дети играют по мотивам тех же сюжетов, что и в детском саду. Но в отличие от детского сада в домашних условиях, например, девочки играют с машинками, с удовольствием катают кукол по разнообразным маршрутам. Мальчики дома играют в «Бои без правил», что невозможно делать, по их мнению, в детском саду. И мальчики, и девочки дома любят играть в компьютерные и подвижные игры, собирают пазлы. 
В играх девочки выбирают роли мамы и дочки, в парикмахера и его клиента, продавца, покупателя, кассира, врача и пациента. В сюжетно – ролевой игре современных девочек встречаются героини из сказок: Мальвина, Принцесса, Золушка, Русалочка и др. А мальчики чаще всего выбирают роли водителя, пассажира, рулевого, охранника, полицейского, строителя, матроса, супергероя;  сказочных персонажей:  Дракона, Человека – Паука, Бэтмена, Черепашки Нинзя, Джека – Воробья. Наиболее привлекательными для абсолютного большинства девочек этого возраста становятся куклы, детская посуда, игрушечная косметика, мягкие игрушки. Некоторых девочек привлекают машинки. Это может быть связано с тем, что современные игрушечные автомобили очень красивые, необычные, разных моделей, поэтому девочки активно их используют в своих играх. Мальчики предпочитают машинки, роботов, самолёты, пистолеты, разнообразные конструкторы, с которыми они с удовольствием совершают игровые действия. Интересно, что используемые детьми в сюжетно – ролевой игре игрушки не всегда являются любимыми и предпочитаемыми. 
Девочки и мальчики пяти лет играют преимущественно с детьми своего пола. Мальчики не играют с девочками, для этой деятельности они выбирают только мальчиков, объясняя это тем, что девочки не играют в «Строителя», «Охранника». Так же объясняют это явление и девочки. При этом в реальном общении мальчики и девочки среднего дошкольного возраста благосклонно и доброжелательно относятся друг к другу: обращаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения.
В ходе наблюдения за играми детей удалось выявить ещё одну особенность: объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнёров по игре.
Очевидно, что игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежности полоролевой социализации в этом возрасте остаются прежними. Сохранилась и традиционная тематика сюжетно – ролевых игр: преобладание сюжетов, связанных с семьёй и бытом,- у девочек и типично профессиональных – у мальчиков.
В свои пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Уже сам характер их игр предполагает движение. (Автобус едет, подлодка погружается).
Девочки более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве. Им достаточно и уголка. Именно он становится кабинетом, в котором воображаемый врач измеряет температуру, осматривает горло, делает уколы.
Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно – ролевых игр. С одним предметом, например, с кубиком, они придумывают многочисленные манипуляции. Девочки в этом возрасте более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира. 
В связи с высокой мобильностью и готовностью использовать ив игре то, что находится под рукой, мальчики совершают самые разнообразные действия: они управляют автомобилями, ремонтируют их, рулевой управляет кораблём, охранники изображают серьёзные и строгие лица, требуют предъявить документы, стреляют в воров.
Характер ролевых действий девочек заключается, как правило, в том, что мама готовит, стирает, занимается уборкой, проявляет ласковое и заботливое отношение к дочке, занимается её воспитанием, наказывает; дочка капризничает, просит что – нибудь купить, ходит по магазинам, помогает маме; мама причёсывает себя и дочку, парикмахеры делают разнообразные причёски; врачи ставят диагноз, лечат, выписывают рецепты.
Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются в отличие от них менять освоенные ролевые действия, готовы повторять их по несколько раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты, их игра имеет однообразный, но стабильный характер. В случаях, когда между девочками возникают конфликты, они обращаются за помощью к воспитателю. 
Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями. Игра быстро заканчивается, так как мальчики начинают ругаться, кричать друг на друга, даже драться. Нестабильность игры мальчиков приводит к конфликтам, которые разрешаются ими с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.
Можно выделить ряд особенностей творчества в сюжетно – ролевой игре современных мальчиков пятого года жизни. Так, мальчики, и девочки испытывают трудности в комбинировании игровых сюжетов: девочки, как правило, строят игровые действия вокруг одного сюжета, иногда «застревают» на его отдельных элементах, повторяя их по несколько раз; мальчики отражают в игре только отдельные элементы сюжета, представить и реализовать целостно игровой сюжет им трудно.
Разнообразие ролевых действий наблюдается больше у мальчиков, они легче трансформируют сюжеты, включая в традиционное содержание игры сюжеты из фильмов, мультфильмов
Результаты исследований позволяют констатировать изменения в содержании игр детей данного возраста, что является следствием влияния изменившейся социокультурной среды: телевидения, современных мультфильмов и игрушек, книг, интересов и материальных возможностей родителей дошкольников.
Агрессивность в играх мальчиков тесно связана с образом жизни ребёнка в семье. Лучше в этом возрасте ограничить общение ребёнка с телевизором. Жестокое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителем. Необходимо обсудить это с ребёнком, показать опасность подобного сюжета и действия для человека и для самого героя, определить вместе с ним или помочь ему самостоятельно оценить, что хорошо, а что плохо, и как изменить игровую ситуацию.
Готовя ребёнка к игре или играя с ним, взрослому необходимо активизировать детскую фантазию, придумывать с ним игровые сюжеты и ролевые действия, обсуждать правила взаимоотношений между героями, важно научить и мальчика и девочку усложнять игры, которые привлекают их: комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, воспитанники, сыновья и дочери, готовятся к нестереотипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия с другими людьми.
Как уже было отмечено, мальчики пяти лет играют недолго, в отличие от девочек этого же возраста. Возникающие в игре конфликты решаются ими посредствам силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Обратите внимание, что через сюжетно – ролевую можно учить ребёнка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общения. Для будущего мужчины крайне важно научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.
. Наблюдения за играми мальчиков и девочек, позволило сделать несколько важных выводов, которые будут полезны для воспитателей детского сода и для родителей дошкольников:
1. Воспитывая мальчиков и девочек пяти лет, необходимо помнить, что предпочитаемые ими игры тесным образом связаны с их половой принадлежностью. Будущие мужчины в свои пять лет любят игры, требующие силы, мужественности, воли и характера, они связаны с типично мужскими профессиями и проявлениями.
2. Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей (мать, жена, хозяйка) и с процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций. Им нравится продумать все нюансы: если водитель, то какого транспортного средства, кого или что везёт, куда едет. Само ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер.
3. Игровое объединение девочек основано, как правило, на интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игры, к замыслам партнёров по игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода.

Даны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода....

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании

Данный материал предназначен в помощь воспитателю в работе с детьми. Его можно использовать для выступления на педсовете....

Гендерный подход в дошкольном образовании

Гендерный подход в дошкольном образовании...