Гендерный подход в дошкольном образовании
консультация

Лазарева Анастасия Олеговна

Гендерный подход в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_v_doshkolnom_obrazovanii.docx105.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Цель: обеспечить мотивационную и когнитивную (знаниевую) готовность педагогических работников к использованию гендерного похода к воспитанию дошкольников.

Планируемые результаты изучения модуля

В результате изучения модуля обучающийся должен 

знать:

- актуальность проблемы;

- половые особенности мальчиков и девочек;

- особенности гендерного воспитания дошкольников.

№ п/п

Содержание модуля

Стр.

1

Суть гендерного подхода к воспитанию дошкольников

2

2

Проявление психических процессов мальчиков и девочек

3

3

Гендерные различия в разных видах деятельности

4

4

Размышления тему гендерного воспитания

5

5

Особенности гендерного воспитания

15

  1. СУТЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Гендерный подход к воспитанию исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.

Рассмотрим понятие «гендер».

«Гендер» с английского языка переводится как «пол», «род», где слово «пол» выступает не в значении биологической принадлежности, а соотносится с культурно и социально обусловленными половыми ролями.

Гендерная принадлежность мальчика и девочки начинает формироваться с раннего возраста под воздействием окружающей среды (семья, педагоги детского сада, сверстники).

 В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) большинство детей уже знают свой пол и понимают биологическую разницу между мальчиком и девочкой.

К 4 годам появляется восприятие себя как носителя определенного «гендера», ребенок понимает, почему он не может носить юбку, почему он предпочитает играть машинкой, а не куклой и т.д.

В 7 лет ребенок имеет устойчивые представления о гендерных различиях между мальчиками и девочками.

Правильное понимание своей гендерной принадлежности позволит ребенку (мальчику и девочке) в будущем выбрать такой стиль общения и взаимодействия с окружающим миром, который поможет ему самореализовываться и быть успешным.

Гендерное воспитание в семье основывается на традиционном воспитании мужчины и женщины. Если в семье терпеливые, любящие и уважающие друг друга родители, умеющие договариваться и решать проблемы сообща, проявлять заботу о каждом члене семьи, то в данном случае гендерный подход в воспитании - это пример родителей. Но, к сожалению, не все родители являются примером для своих детей. Хорошо, если в этом случае находятся рядом бабушки и дедушки или другие близкие взрослые, которые могут стать примером для подражания. А если нет, тогда роль единственного воспитателя берет на себя образовательная организация, которую посещает ребенок.


2. ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Психические процессы

Мальчики

Девочки

Восприятие

Острота слуха в среднем выше, чем у девочек.

Для них важна перспектива пространства.

Восприятие пространства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения

Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов.

Восприятие эмоциональных отношений

Способ

обработки

информации

В системе поиска и исследования

По шаблону, стандарту, оперативно

Память

Запоминают все, что сами «открыли» и исследовали

Опираются на механическое запоминание.

Имеют несколько больший объем памяти

Выполняемые операции

Мысленные манипуляции с геометрическими формами

Счет, манипуляции с цифрами и формулами

Мышление

Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения.

В 6 лет сформировано пространственное мышление

Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата.

К 13 годам формируется пространственное мышление

Эмоции

Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления — отреагировали и действуют

Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неоднократно с включением близких, доверенных лиц, в продолжение длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу


3. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды

деятельности

Мальчики

Девочки

Игровая

Игры-экспериментирования

Сюжетно-ролевые

Конструктивно-строительные

Театрализованные

Подвижные

Режиссерские

Игра-драматизация

Коммуникативная

Речь краткая, напористая, точная с выводами.

Оперируют небольшим словарным запасом

Речь развита, тактичная, уверенная.

Преобладают предметнооценочные слова

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование с различными материалами и веществами

Эксперименты с водой и песком

Восприятие

художественной литературы

«Иван - крестьянский сын и Чудо - Юдо»

«Крошечка - Хаврошечка», «Морозко»

«Царевна - лягушка»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» (С. Алексеев)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Дикие лебеди»

«Вертолетчики» (Б. Бахаревкий)

«Мальчик потерялся»

(З. Александрова)

«Сквозь буран» (И. Винокуров)

«Младший брат» (А. Барто)

«Почта», «На льдине»

(Б. Житков)

«Научу братца обуваться»

(Е. Благинина)

«Рассказ о неизвестном герое» (С. Маршак)

«Воскресение» (В. Бахтева)

Стихотворение «Сам»

(К. Мурзалиев)

«Мы друзья» (Б. Заходер)

«Вот когда я взрослым стану» (В. Прихотько)

«Подружка» (А. Кузнецова)

«Я один у мамы сын»

(А. Усанов)

«Серёжа и гвозди» (В. Берестов)

«Мастер» (Б. Заходер)

Самообслуживание

Навыки самообслуживания развиты в соответствии с возрастом

Даже при развитых навыках самообслуживания будет ждать помощи со стороны.

Конструирование

Проявляют изобретательность.

Уделяют больше внимания самой конструкции

Действуют по образцу. Наполняют конструкцию мелочами (мебель, предметы быта и т. д.)

Изобразительная деятельность

Изображают предметы в движении.

Предпочитают изображать технику.

Используют небольшой набор цветов

Изображают предметы в статике.

Любят рисовать человека и окружающую среду.

Цветовой ряд более широкий

Музыкальная

деятельность

Танцевальные движения для мальчиков резкие, четкие, динамичные.

Игра на музыкальных инструментах: ложки, барабаны, коробочки.

Танцевальные движения для девочек более плавные, спокойные.

Музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники

Двигательная

деятельность

Движения резкие, угловатые, атлетические.

Быстро ориентируются в новой обстановке, не всегда соблюдают правила.

Большая скорость, выносливость, высокий результат в метании.

Любят бегать, лазать, метать, бороться, спортивные игры

Движения плавные, пластичные.

Соблюдают правила, планируют свои действия.

Высокий результат на ловкость, гибкость, прыжках с места.

Предпочитают игры с мячом, лентой, скакалкой

4. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины?

И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему?

Вероятно, это происходит потому, что мы не умеем учить мальчиков.

Стратегия обучения и воспитания и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек.

Учат и воспитывают девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница, в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя - предметники - мужчины. Не поздно ли? (если учесть, что фундамент личности закладывается до 5 лет). Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла, к сожалению, без участия мужчин. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Известно, что особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «космос». Перед нами один из рисунков. Вот ракета: старательно вырисованы все дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной, но на спине множество разных датчиков. Без сомнения, это рисунок мальчика.

А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней космонавт. Это, конечно, рисовала девочка. Вообще, мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты...). Их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя.

Если сравнить реальные рисунки детей подготовительной группы детского сада: мальчика и девочки на одну и ту же тему «После снегопада», то почти все мальчики в группе нарисуют уборочную технику, а девочки - себя, прыгающую через сугробы. Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку.

Если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками.

Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации, например, какой у нас следующий урок? а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми.

Учёными получены данные, что и время, необходимое для вхождения в урок (т.е. период врабатываемости) у детей тоже зависит от пола.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят занятие таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности.

Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на педагога смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать.

Педагог сразу заметил это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу.

Мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для занятия материал.

Но самое важное уже дано, мальчики это пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности и возможность усвоить трудные знания были низкими.

Занятие окончено. Но было ли оно рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

Одной группе детей задавали вопрос о происхождении человека (это исследование московского педагога-искусствоведа Н.Л. Кульчинской).

Вперед выступают девочки и, перебивая друг друга, говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчат. Тогда попробовали увести девочек и задать тот же вопрос только одним мальчикам. Сначала тишина, а потом фейерверк версий: от обезьяны, от «клетки ребра человека», прилетели из космоса и т.д. Почему же так происходит?

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном» возрасте) выше.

Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно.

Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.

Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

В одной школе первоклассникам психолог предложила дала ряд тестовых математических задач с нарастающим уровнем трудности.

В каждой задаче добавлялось одно дополнительное условие. Когда были составлены графики успешности решения для каждой из задач отдельно для мальчиков и девочек, то результат несколько озадачил.

У девочек, как и предполагалось, с увеличением трудности число решенных задач уменьшалось и график плавно понижался.

Мальчики же несколько задач средней степени трудности решить не смогли, а с последующими более сложными задачами справлялись значительно лучше. Почему?

Оказалось, что в нескольких задачах были допущены опечатки: было пропущено одно из условий, уже встречавшееся в предыдущих задачах, То есть эти задачи не имели решения, точнее, имели множество решений. Именно эти задачи мальчики и не смогли решить или дали одно из возможных решений. А что же девочки? А они даже не заметили опечатки и продолжали решать задачи по ранее заданному шаблону.

Тех же детей на занятии спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности - конечно, чтобы построить дом.

Дальше девочки подняли руки и началось... Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а еще сарай»...

Наконец тема строительства исчерпана, наступает молчание. Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы - для тяжести». Это снова новая версия. Опять лес рук девочек и самые разные предложения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза.

Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей.

И опять мальчики: «Можно положить на кирпич доску, и получатся качели», «Можно их бросать, как снаряды» и т.д.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая.

Установлено, что мужчины (мальчики) лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

Женщины (девочки) обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. А это именно то, что требуют в школе.

Сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке.

Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения.

Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть объяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения.

Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.

Информация из истории. Вязание было изобретено в Италии в XIII веке мужчинами. В течение нескольких веков это было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины уже не смогли с ними конкурировать и отступили. Теперь вязание - дело сугубо женское. И так было почти во всем. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили ее до высот совершенства.

Почти в любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.

Так, композиторов больше среди мужчин, а среди хороших исполнителей женщин не меньше; изобретателей больше среди мужчин, а рационализаторами бывают и те, и другие.

Раньше профессия повара была мужской. Это они, мужчины, искали новые компоненты, соотношения, изобретали рецепты, писали поваренные книги, а женщины-повара прекрасно готовят по этим рецептам.

Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере.

Графологи отличают почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями.

Почерк мужчин чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты.

Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом.

Мужчины (и мальчики) превосходят женщин в видеопространственных умениях, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска.

Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в шесть лет, тогда как у девочек ее нет даже к тринадцати. Геометрия - это наука о соотношениях и пространственных формах.

Мальчикам свойственно решать геометрическую задачу с помощью геометрических, пространственных методов: они мысленно поворачивают сравниваемые фигуры в пространстве и накладывают одну на другую.

Девочки и женщины, в т.ч. обычно и учительница геометрии, обозначают все углы и стороны буквами и дальше действуют с буквенными символами и с выученными шаблонами-теоремами. Собственно геометрические методы они практически не применяют. Но в школе действует принцип «делай, как я», и учительница требует от мальчика несвойственной ему речевой стратегии решения изначально неречевых, пространственных задач. А ведь геометрия - наука для мужчин.

Преподаватели высших учебных заведений знают, что именно для девушек-студенток начертательная геометрия является камнем преткновения. Это же можно почувствовать и при преподавании математики в старших классах школы: девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляции с числами и формулами), а мальчики с - геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами).

Значит, речь лучше развита у девочек и женщин? Оказывается, это утверждение спорно. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи, несомненно, лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание.

Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин - способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями.

Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек

Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Сравнивали характеристики, которые давали одному и тому же ребенку родители (почти исключительно мамы, а не папы) и воспитатели (тоже женщины). Расхождения были весьма значительными и разными для мальчиков и девочек.

Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам, и воспитателей совпадают. Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обратные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое качество не свойственно.

Значит, родители склонны несколько завышать эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональных переживаний сыновей. То есть родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядные черты поведения, которые связаны с понятиями «быстрый» или «медлительный» ребенок, по-разному оцениваются родителями и воспитателями.

Если в отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей чаще излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми. Правда, иногда, наоборот - именно воспитатели жалуются на медлительность мальчиков, а их родители считают, что их сыновья очень подвижны и быстры. Т.е. здесь разногласия касаются почти исключительно мальчиков.

Это наводит на размышления о каких-то существенных различиях в организации, в регуляции двигательной и эмоциональной сферы мальчиков и девочек. А организует и регулирует любую деятельность человека его мозг. Исследовать особенности работы мозга можно с помощью объективных нейропсихологических тестов и прямой записи биоэлектрической активности мозга во время разных видов деятельности.

Сначала учёными было проведено нейропсихологическое исследование, которое состояло в том, что ребенку - одновременно каждому глазу по отдельности - предъявлялась картинка, но картинки были разными, а ребенок этого не знал.

Такой тест называется диоптическим просматриванием. Обычно дети при этом говорили, что видят только одну картинку, и называли правую или левую. Оставим вопрос о специфике обработки поступающей информации левым и правым полушариями мозга - этот вопрос обсудим позднее - и сосредоточим внимание на восприятии ребенком эмоционально окрашенной информации.

В ряду прочих картинок детям показывали улыбающееся и грустное лицо, причем, если правый глаз видел улыбающуюся рожицу, то левый - грустную. Через некоторое время картинки меняли местами, и уже в левый глаз поступала позитивная информация, а в правый - негативная. Если свести все результаты по шестилетним детям вместе, то окажется, что и мальчики, и девочки независимо от того, какому глазу показывают какую картинку, чаще говорят, что они видят улыбающуюся рожицу. Грустное лицо они видят реже, т.е. глаз-то видит, в мозг информация об увиденном поступает, но в сознание не допускается.

И вот дети пошли в первый класс. В школе колоссальная нервная нагрузка на их психику. Изменяется весь привычный уклад жизни, меняется та внешняя среда, в которой живет ребенок, и в ответ на это начинает иначе работать и его мозг.

В конце первого класса учёные снова провели то же исследование с теми же и с новыми детьми. У девочек картина сохранилась почти полностью и практически не различалась в разных классах. А вот для мальчиков этот год не прошел бесследно: они стали чаще говорить, что видят грустное лицо. Негативная информация стала прорываться в сознание, и при восприятии одновременно позитива и негатива мозг стал чаще выбирать негатив, что обычно детскому (а может быть, и взрослому) восприятию не свойственно.

Важно, что результаты анализа мозгом положительных и отрицательных воздействий очень зависели от личности учителя, который работал с ними. 

У педагога авторитарного типа (требование безоговорочного подчинения, упор на следование жестким правилам, исключение тонких душевных контактов даже при внешней видимости доброжелательности отношения: «я сказал - ты сделал») такое нарастание настроенности мозга на принятие неприятного, вызывающего негативные переживания, и игнорирование положительной, эмоционально позитивной стороны воспринимаемого мира, выражено наиболее сильно.

В тех классах, где учитель предпочитал демократический тип воспитания (стремление добиться желаемого поведения не через давление своим авторитетом, не через требование подчинения, а через стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, способность услышать и понять суть его трудностей) детям, а в первую очередь, мальчикам, повезло больше. Они сохранили свойственное детству качество: видеть мир добрым и радостным. А конкретно в данном случае, мальчики продолжали, как и до школы, чаще видеть улыбающуюся рожицу и реже грустную.

Записывая биотоки мозга, учёные открыли много нового о том, как своеобразно мальчики и девочки воспринимают и анализируют приятные и неприятные воздействия.

Ещё один эксперимент. Детям разного возраста давали ощупать разные предметы, причем ребенок их не видел, а трогал то, что было спрятано в коробке. Одни из предметов были приятными на ощупь: мягкими, пушистыми, а другие неприятными - колючими или шершавыми. Известно, что малыши очень любят мягкие пушистые вещи, с удовольствием играют с плюшевыми, ворсистыми игрушками или трогают мамину кофту из мягкой шерсти. А вот колючую одежду они ненавидят, шершавые, колючие предметы обычно обходят стороной.

У детей, начиная с четырехлетнего возраста, обнаружены различия в мозговой активности при восприятии приятного и неприятного. У девочек активность мозга в тот момент, когда они трогали пушистый предмет, была намного выше, чем у мальчиков. Но вот когда предмет был неприятным на ощупь, большую активность проявлял мозг мальчиков. У трехлетних такой выраженной реакции не было: уровень включения высших отделов коры мозга в восприятие и анализ информации не зависел ни от пола ребенка, ни от того, какой эмоциональный знак она носила.

Рис. Столбики показывают уровень активности левого полушария мозга детей при ощупывании разных предметов.

Правда, более тонкие исследования показывают, что даже у таких малышей разные структуры мозга включаются в эту деятельность неодинаково.

Если проследить как изменяется активность мозга на протяжении длительной деятельности, носящей эмоциональный характер, то и здесь ждут сюрпризы.

Дети-дошкольники смотрели и слушали сказку «Красная шапочка». Время от времени действие прерывали и давали детям ощупать среди других невидимый ими приятный на ощупь предмет (это была лапка песца от старого воротника, покрытая мягкой шерстью). Один раз они это делали до трагических событий сказки, и взрослый называл предмет: «это лапка». В другой раз сказку прерывали после того, как волк бросился на Красную Шапочку (но еще не успел съесть ее) - дети снова ощупывали ту же лапку, но взрослый вдруг говорил им: «Это лапа волка».

Конечно, это вызывало у большинства детей неприятные эмоции: одни замирали, другие бросали предмет, глаза их округлялись, вегетативные реакции показывали наличие эмоций. Тогда сказку начинали показывать снова и, когда волк бросался на Красную Шапочку, вновь давали ощупать тот же предмет. Дети, конечно, сразу узнавали его. Взрослый снова говорил: «это лапа волка».

Далеко не все дети при этом испытывали отрицательные эмоции. Некоторые редкие дети (и это были девочки) улыбались, узнавая предмет, и радостно сообщали, что они так и думали, что это лапа волка. Для них важнее было не то, что происходило в сказке, а то, угадали ли они, что за предмет дал им взрослый.

Главное для них - установить контакт со взрослым, правильно выполнить задание, которое дал взрослый, а не переживать за Красную Шапочку.

Как только взрослый включился в деятельность - стал давать какие-то задания, в данном случае ощупать предмет, - установка этих девочек поменялась и полностью переключилась на контакт со взрослым. Можно думать, что и сказку они тоже теперь смотрели для того, чтобы суметь все запомнить и, если надо, ответить на вопросы. Мальчики же, впрочем, как и многие девочки, смотрели сказку, почти не обращая внимания на взрослого до тех пор, пока он не отрывал их от действия сказки для выполнения каких-то заданий, но и тогда они все еще жили сказкой.

Но что же в это время происходило в их мозгу? У девочек, еще до показа сказки, как только начиналась работа со взрослым (ощупывание разных предметов), уровень биоэлектрической активности мозга повышался и оставался высоким все время, пока девочка смотрела сказку и ощупывала предметы.

У мальчиков картина иная. Когда они просто ощупывают предмет, задействованы только те центры, которые непосредственно участвуют в регуляции этой конкретной деятельности, и общая активность мозга невелика. После того, как лапка оказывается лапой волка, активность повышается, а затем снова падает. Когда мальчик сам узнает предмет (лапа волка), активность снова возрастает и снова падает, не повышаясь даже на слова взрослого («это лапа волка»). Причем активность носит избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат.

Рис. Столбики показывают уровень активности левого полушария мозга детей в разных ситуациях ощупывания одного и того же предмета.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. 

Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие.

Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. 

Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты плохой», - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны. Но здесь затронули другую интересную и важную тему - оценку взрослым ребенка. Об этом речь еще впереди.

Итак, можно сделать важный вывод: мальчик и девочка это два разных мира. Очень часто, к сожалению, мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем.

Если вы уже растите славную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придется начинать с нуля и ваш опыт воспитания дочки иногда не только не поможет вам, а даже будет мешать. То же самое произойдет, если после сына у вас родилась долгожданная дочь, хотя здесь сложностей обычно меньше.

4. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.

В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Дифференцированный подход к организации познавательной деятельности предполагает учет гендерных различий психики детей.

Различия в деятельности головного мозга учитываются при помощи работы с подгруппами, разработки индивидуальных заданий, выполнения заданий разными способами, подкрепления идей, выдвинутых и мальчиками, и девочками.

При планировании занятий необходимо помнить о более поздней врабатываемости мальчиков и необходимости организации частой смены деятельности для них. 

Специфика познавательного развития предполагает использование зрительных стимулов для мальчиков, слуховых - для девочек; более подробное объяснение поисковых, творческих заданий для девочек, указание принципа решения для мальчиков; развитие пространственных умений у девочек, активизацию работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.

При организации занятий педагогам стоит быть умеренными в отношении требований «полного ответа» от мальчиков, поскольку у девочек от природы лучше развита беглость, скорость, объем слов в единицу времени, а у мальчиков - сторона речи, связанная с поиском, нахождением словесных ассоциаций, нестандартного решения.

При организации педагогического взаимодействия воспитателю не следует требовать от мальчиков «женского поведения» при ответе (девочки смотрят в лицо педагогу, не отвлекаясь, кивают головой, ищут подтверждения правильности). Мальчики смотрят вниз, в сторону, шепчут себе под нос, а педагогу-женщине кажется, что они не думают, не ищут решений.

Особую роль на занятиях по развитию речи следует отводить восприятию детьми художественных литературных произведений с последующей этической беседой. Образы героев должны быть художественно выразительны и эмоционально привлекательны, отражать полярные поведенческие эталоны (трус - герой, трудолюбивая - ленивая и др.), идеалы семейных отношений, содержать эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время и др.).

Особенности оценочной деятельности женщины-педагога связаны с тем, что при прочих равных условиях мальчики чаще получают отрицательные оценки, которые, закрепляясь, ведут к формированию отрицательной самооценки. Причем девочкам важно, как (в какой форме, каким тоном) их оценили, а мальчикам - что именно было оценено.

Необходимо оценивать дополнительные усилия ребенка (например, мальчики отвечают полным ответов, стараются быть аккуратными), ориентируясь на сверстников одного с ними пола.

При организации предметно-развивающей среды группы, учитывая традиционные принципы построения, нужно опираться на принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.

В построении среды необходимо учитывать субкультуру детства, не отвергать современные игрушки (бинокли, Барби и т.д.), но привносить утраченные («секретики», атрибуты народных игр и т.д.).

Важно предусмотреть расширение «горизонтального» и «вертикального» игрового пространства группы для полноценного психического развития мальчиков.

При организации совместной трудовой деятельности необходимо
распределение поручений на основе принципа «взаимодополнения».

На первых порах создаются пары из мальчика и девочки для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу, и аккуратность, тщательность.

Постепенно дети смогут самостоятельно распределить трудовые операции с учетом пола партнера.

У мальчиков важно формировать первые навыки владения инструментами, а у девочек - умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др.

Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов.

Так, необходимо удовлетворять потребность мальчиков в

соревновательности, а педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба».

Нужно учитывать особенности игровой деятельности, обеспечивающей полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии «доминирование - подчинение», большая игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др.

Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью; лидерство завоевывается вербальными переговорами и др.

Следующий аспект - это обогащение содержания игр, в которых ребенок практикует модель поведения, соответствующую его полу, идентифицируя себя со взрослой моделью поведения (например, игры в тайные общества настоящих мужчин и женщин). Сложность связана с тем, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно-бытовой тематики, в которых роль папы достаточно «сжата».

В «мужских играх» (в индейцев, в войну, полярников и т.д.) женщины-педагоги, скорее, видят источник бесполезной беготни, развития агрессивности и относятся к ним отрицательно.

Необходимо раскрыть детям общественные и производственные сферы занятости мужчин, помогая осознать и возвысить значимость мужчины в семье.

Большое значение имеет и педагогическое руководство военными играми, расширение тематики игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри», «Пожарные», «Спасатели» и др.), в которых мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности.

Следующее направление - это организация сотрудничества детей обоего пола в совместных играх, в т.ч. и по семейно-бытовой тематике («Страна мальчишек, страна девчонок», «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и играх-драматизациях по сюжетам сказок.

В играх-драматизациях по сюжетам сказок дошкольники получают возможность почувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением.

Здесь важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов. При этом каждая сторона сохраняет привлекающие ее роли, и в то же время дети разного пола вовлекаются во взаимодействие друг с другом.

Педагогическое общение с учетом гендерного подхода предусматривает внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью, воспитание чувства гордости за свой пол.

В первую очередь - это работа по осознанию связи между именем ребенка и его социальной половой ролью. Так, воспитателями проводится цикл бесед с детьми «История твоего имени», «Жизнь святого(ой), в честь которого(ой) ты назван(а)», «Значение имен». Кроме того, варианты имен или прозвищ содержат сообщение о статусе и ролях (Оленька, Олька, Ольга Ивановна) и несут информацию ребенку о том, какой он, каким должен быть, сопровождаются определенными эмоциональными ощущениями, то есть способствуют его тендерному становлению.

Второй аспект - это полоориентированное обращение к ребенку, вследствие чего он идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью (мальчик - с «мужчиной», «сударем», «рыцарем», «джентльменом», девочка - с «дамой», «сударыней», «юной принцессой», «леди» и т.п.).

Третий - это констатирование образа поведения в данной роли («ты же мужчина», «дамы всегда так поступают»), помощь педагога в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, т.к. тяжелую работу обычно выполняют мужчины»).

Четвертый - опора на архетипическую символику в общении с ребенком. Архетипы - фундаментальные образы, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Пятый - учет эмоционально-коммуникативных особенностей детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность.

В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию.

У девочек резко нарастает общая активность всех структур мозга, они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.

В ответ на долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. В общении со взрослым мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что вы расскажете на следующем занятии?»).

Во время общения смотрят в сторону или перед собой.

Девочки ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.

И, наконец, - умеренность авторитарной позиции педагога в общении с мальчиками.

В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского - отбор шел на

адаптируемость, воспитуемость.

Поэтому девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему.

Рекомендации по гендерному подходу в воспитании детей (памятка)

- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

- Если вам надо сделать замечание девочке, не спешите высказывать свое отношение к ней: бурная, эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберитесь, в чем ее ошибка.

- Делая замечание мальчику, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам, из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

- Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

- Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в дошкольном образовательном учреждении

 Современные программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как...

Проблемы гендерного воспитания в дошкольном образовании

В статье рассматриваются понятия "гендер", "гендерное воспитание", а также проблемы реализации гендерного воспитания в современном дошкольном образовании. В представленном материале дан анализ отличий...

Презентация "Гендерный подход в дошкольной педагогике"

Презентация предназначена для работы психолога с педагогическим коллективом дошкольной организации по вопросу гендерного воспитания дошкольников....

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А э...

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании

Данный материал предназначен в помощь воспитателю в работе с детьми. Его можно использовать для выступления на педсовете....