Тема: Организация сюжетной игры в детском саду
консультация (младшая группа) на тему

Емельяненко Вера Николаевна

«Игра - это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка
 вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире. 
Игра – это искра, зажигающая огонек 
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для родителей 205.39 КБ

Предварительный просмотр:

Буряад Улас

«Муяын аймаг» гэhэн нютагай засагай байгууламжын захиргаан

Нютагай засагай hургуулиин урдахи болбосоролой бюджедэй эмхи зургаан

Хyyгэдэй хугжэлтын туб – хyyгэдэй сэсэрлиг «Сказка»

Республика Бурятия

Администрация муниципального образования «Муйский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

Консультация для родителей

Тема: Организация сюжетной игры в детском саду

http://det-sad8.ucoz.ru/Ds.jpg

Первая младшая группа раннего возраста

                                                                      Воспитатель: Емельяненко В.Н.

Северомуйск-2017г.

«Игра - это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка
 вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире. 
Игра – это искра, зажигающая огонек 
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

     Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.   Огромная роль в развитии и восприятии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется  потребность воздействия на мир.

    Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. В игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.

    Самое главное назначение сюжетно-ролевой игры - социальное развитие ребенка. Игра имеет огромное развивающее значение: прежде всего развивается способность к воображению, образному мышлению.

    В связи с исключительным сочетанием объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения свободы ребенка в ней необходимо отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.

    Игра будет носить развивающую функцию только если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по тематическому содержанию.

Способы или этапы формирования сюжетной игры.

  1. Цепочка условных действий с предметами. - Развертывание и условные обозначения предметных действий в игре.
  2. Цепочка специфических ролевых взаимодействий.  Ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью.
  3. Последовательность разнообразных событий. – Сюжетосложение, связанное с развертыванием последовательности целостных ситуаций (определяющих собой игровые роли и реализующие их действия), их обозначением и планированием.

    Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и «вбирает»  его в себя. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

    Основной критерий оценки уровня игровой деятельности - это игровые умения, преобладающие у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Чем свободнее дети владеют различными способами построения игры, тем выше уровень игры. Высокому уровню игры свойственны «многотемные» сюжеты.

     Цель педагогического воздействия к игре - это не «коллективная проработка знаний» или «тем», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Динамика организации игры.

    1,5 - 3 года    Ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. ( Дети совместно со взрослым разворачивают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками, используя несколько предметов-заместителей и называя действия с ними. С помощью игрушки и речи обращаются к партнеру, вызывая ответное игровое действие)

    3 - 5 лет  Ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Для разворачивания ролевого поведения применяются сюжеты с парными ролями, ролевой диалог. Действия с игрушками сводятся к минимуму.

    В средней группе формирование направлено на гибкость и динамичность ролевого поведения, которое может изменяться в соответствии с разными ролями партнеров, на умение изменять свою роль в игре, обозначая ее для партнеров. Ребенок, исполняя свою роль, должен иметь в виду всю систему ролей, относящихся к данному сюжету. При этом необходимо соблюдать два условия:

  1. Использование многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей связана со всеми остальными (например, капитан, матрос, пассажир, водолаз).
  2. Персонажей игры должно быть больше, чем ее участников, что позволяет менять роли в ходе игры. Вначале такая игра проводится индивидуально с каждым ребенком (по 7 - 10 минут) и ему предлагается основная роль, которая не меняется. Воспитатель последовательно исполняет несколько дополнительных ролей. Затем воспитатель берет на себя основную роль, а ребенку предлагаются дополнительные. После этого к игре привлекаются другие дети, которые на первых порах дублируют роль воспитателя. Затем дети по примеру воспитателя тоже меняют роли. Возникает ролевое взаимодействие со многими детьми, активизируется ролевой диалог.

    5 - 7 лет  Овладение самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2 - 3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

     Новый способ эффективно усваивается детьми в игре-придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. Лучше использовать сюжеты известных детям волшебных сказок. После того как дети овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействие. Детям предлагаются разноконтекстные роли, которые принадлежат разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, Баба-яга и продавец). Для того чтобы сюжетосложение отделить от игровых действий и превратить его в самостоятельную цель, предлагается осуществлять игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания  сказок переходят к сочинению настоящих историй. Педагогический процесс должен состоять из двух частей: сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для нее условия.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду.

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

     В совместной игре с детьми воспитатель должен находится в позиции «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы.

  1. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе  следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

    Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

  1. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

     Показателем эффективности формирования игры служит перенос игровых способов в самостоятельную деятельность детей. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

    На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»      Доклад на педагогическом совете.Тема: «Педагогические принципы и ...

«Организация сюжетной игры в детском саду»

Выступление на педагогическом совете....

Методические рекомендации для воспитателей по организации сюжетной игры в детском саду.

Игра занимает весьма важное  место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду....

Проект Технология организация сюжетной игры в детском саду

проект Технология организация сюжетной игры в детском саду...

Консультация для родителей Тема: Организация сюжетной игры в детском саду

Разные темы консультаций в детском саду, помогают родителям узнавать больше информации для своего ребёнка....

Сообщение для воспитателей. Тема: "Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду".

Сообщение для воспитателей на педагогическом совете из опыта работы....