Семинар - практикум для родителей: "Детское экспериментирование"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шерстобитова Татьяна Михайловна

Познавательная форма взаимодействия с родителями семинар - практикум , создает атмосферу творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №2

Семинар практикум для родителей в детском саду.

Тема: «Детское экспериментирование»

Воспитатель 1квалификационной категории:

Шерстобитова Татьяна Михайловна.

с. Венгерово- 2018год

Содержание:

1.Цель, задачи, предварительная работа, оборудование………………………………………..3

2.Лекция «Детское экспериментирование»………………………………………………………..3

3. Практическая часть «Показ опытов»……………………………………………………………5

4. Заключительная часть: Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?........6

5. Литература и интернет- ресурсы………………………………………………………………...8

6. Приложение…………………………………………………………………………………….….9

          I.  Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

          Задачи:         
1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.
2.Укреплять сотрудничеств
о между родителями и детьми.
3.
Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
4.
Формировать положительные эмоции.
          Предварительная работа: изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования.
          Оборудование:  магнитофон, мольберт, телевизор,  влажные салфетки, жидкое мыло, тарелочки, ватные палочки, молоко, пищевые красители, вода, клеенки, контейнеры, пластиковые стаканчики, ложки.

         Ход семинара:

На экране надпись: (Слайд №2)

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

II. Лекция «Детское экспериментирование»

           Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас, на семинаре практикуме на тему: «Детское экспериментирование».

           Ребенок – прирожденный исследователь.
          Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
          Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.

(Слайд№3)
          В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

-мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

-воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)

-внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

-речь;

-мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед
в тепле растает).

          Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Лиза предложит свою помощь).

(Слайд №4)

          Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:
•зарядка,
•завтрак,
•занятия,
•прогулка,
•игры
 и т.д. Все по режиму.
         Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности. На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.) На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.

(Слайд №5)

          В нашей группе  реализую  программу по  дополнительному  образованию экспериментальной и исследовательской деятельности детей  «Чудеса своими руками». (Слайд №6) Нашу работу, Вы можете наблюдать  в социальной сети Одноклассники в группе «МКДОУ Венгеровский детский сад №2»
         В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний. (
Слайд№7)
         В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д. 
(Слайд №8)
         Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат.  Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др. 
(Слайд №9)
         Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок.  Обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
         Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
III. Практическая часть «Показ опытов» 
       
1 «Хроматография цвета» (Слайд №10)

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду,  чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально. (Слайд №11)

Объяснение:  Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
       
2 «Мыльная  живопись» (Слайд №12)

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочку в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите  тонированный лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист от миски. У вас получится изображение-отпечаток. (Слайд №13)Дорисуйте фломастером рисунок. Вот Вам пример,  что при экспериментировании развивается воображение.

         3 «Радужное молоко» (Слайд №14)

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

-Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и  приводит их в движение). (Слайд №15)
IV. Заключительная часть

         Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во - первых, самому быть любопытным.

Во - вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В - третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В - четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В - пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка. (Слайд №16)

          Хотелось бы, чтобы Вы, родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!!!
(Слайд №17)

Спасибо за внимание!

Литература

1. Косолапова Н. Г. ,Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов, Иркутск, Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2008.

2. Марудова Е. В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, Методические рекомендации, по ред. Л. Н. Прохорова, 3-изд., испр. ,Москва, АРКТИ, 2005

Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/02/kartoteka-eksperimentov-s-tsvetom http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-roditelei-tema-detskoe-yeksperimentirovanie-v-seme.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-sergevna-burachevskaja/detskoe-yeksperimentirovanie.html

         Приложение

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0014.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0038.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0054.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0068.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0040.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0052.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0061.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0062.jpg

C:\Users\UserKatRiN\Downloads\06-05-2018_11-30-49\IMG-20180506-WA0081.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар практикум для родителей : « Детское экспериментирование» Воспитатель 1 кв.категории : Шерстобитова Татьяна Михайловна с. Венгерово- 2018год

Слайд 2

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Слайд 4

Виды деятельности

Слайд 5

« Чудеса своими руками».

Слайд 8

Бросовый материал

Слайд 10

«Хроматография»

Слайд 12

«Мыльная живопись»

Слайд 14

«Радужное молоко»

Слайд 15

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? Во - первых , самому быть любопытным. Во - вторых , давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка. В - третьих , предлагать новые интересные объекты для исследований. В - четвертых , не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения. В - пятых , стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Слайд 16

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» . В.А. Сухомлинский

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Буклет для родителей

«Экспериментируйте с детьми дома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Детская Агрессия"

Рассматриваются такие понятия как «Агрессивность», «Агрессия», «Гнев»,стадии выражения гнева, виды....

Семинар-практикум для родителей "Детское экспериментирование в домашних условиях"

Этот семинар разработан специально для родителей наших маленьких воспитанников (2 -3 лет) и будет интересен родителям детей, которые еще не посещают дошкольное заведение....

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

семинар-практикум для родителей «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности...

Семинар-практикум для родителей "Детские страхи"

  Игры на снятие страхов (народные)На практикуме родители познакомятся с причинами возникнвения страхов у детй, познакомяться с методами коррекции страха,  а    ...

Семинар-практикум для родителей "Детские страхи"

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте...

Семинар-практикум для родителей "Детские истерики"

Истерики у ребенка в 4 года являются привычным делом для родителей. Без подобных капризов редко кому удается обойтись. Но вот реакция родителей на такое поведение совершенно различная. Некоторые жалею...