Консультация для родителей «Загадки в жизни ребёнка дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Попова Наталья Александровна

 

На протяжении дошкольного детства дошкольник стремиться узнать, рассказать, составить рассказ об увиденном.

Порой забываем про народные формы фольклора, их поэтичность, красоту и многообразие языка.

С помощью загадки мы узнаём мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида № 28 «Соловушка»

Муниципального образования город Новороссийск

353907,г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе 21, тел. 21-15-56

           Консультация для родителей

     «Загадки в жизни ребёнка    

       дошкольного возраста»

Похожее изображение 

                                                                                     Подготовила: Попова Н.А.

                                                                              Воспитатель МБДОУ №28

                         

                                     г. Новороссийск,  2017г.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.
Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?
Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.

Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.) .Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.
Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:
- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов) ;- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;
- многозначность слова;
- применяются эпитеты и сравнения.
В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.
Условия отгадывания:
- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами) ;- понимание содержания загадки;
- обучение объяснению и доказательству отгадки;
- проведение опыта (например, снег) ;- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано») ;- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет) Приемы отгадывания:
- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;
- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможных между ними связей, т. е. проведение синтеза;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки.

Дети очень любят загадки, всегда внимательно их слушают, активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадки, развивает любознательность, реакцию, внимание, речь, память, чувство музыкального и поэтического ритма, креативность мышления и даже чувство юмора. 
Существует несколько видов загадок.
Например:
1)Обычные загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память. В загадках раскрываются признаки предметов или явлений, сходство их с другими.
2)Загадки-шутки - особая разновидность загадок. Они основаны обычно на том, что внимание отгадывающего намеренно отвлекается от существа вопроса построением, формулировкой загадки, заставляют мысль работать в ином, неверном направлении. В загадках-шутках вся суть в "ловушке" или в игре слов, слитном их произношении, перемещении логического ударения и т. п.
3)Загадки и отгадки хором – это загадки, в которых ответ произносится хором, всеми присутствующими. Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на загадку, отнесено на конец последней строчки. Его легко отгадать не только по смыслу задачи, но и по рифме. Загадки с коллективным ответом особенно любят малыши. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором выкрикивать ответ.

Педагогам и родителям, не стоит забывать, загадка - это не только игра, но также способ воспитания, обучения, развития детей, упражнение на размышление, на умение доказывать. Многие психологи считают, что загадки полезно не только отгадывать, но и придумывать, составлять самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте загадки более сложные по описанию, косвенно описывают предмет (объект). Язык таких загадок очень художественен и требует информационной подготовки от ребёнка, делая акцент на яркие особенности, относящиеся к данной отгадке. Например, загадка о хлебе.

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За что меня так любят.

Но не следует ограничиваться только загадками о явлениях природы, предметах, профессиях, временах года, животных, птицах, насекомых.

Можно придумать загадки о сказочных героях, волшебных предметах используемых ими. Так же очень увлекательно составлять загадки про свою букву из имени, или цифру.

Откройте для ребёнка многообразие загадок, развивайте у него речь, стремление к познанию, любознательность!

Роль загадок для развития детей огромна, загадывайте их почаще! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"

Нетрадиционные формы организацииобщения педагогов и родителей НаименованиеформыЦельиспользования этой формыФормы проведенияобщенияИнформационно - аналитическиеВыявление интересов, зап...

Доклад на тему "Роль физической культуры в жизни ребёнка дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в...

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста»

quot;Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Чтение в жизни ребёнка дошкольного возраста"

В данном материале обозначена актуальная проблема последнего десятилетия, обусловленная компьютеризацией современной жизни. Это кризис чтения. Вопрос "Так ли необходимо сейчас читать детям книги?...

Консультация для учителей-логопедов МО Тема Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста

Консультация для учителей-логопедов МО Тема Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста...