Консультация для родителей "Чтение в жизни ребёнка дошкольного возраста"
статья (средняя группа)

В данном материале обозначена актуальная проблема последнего десятилетия, обусловленная компьютеризацией современной жизни. Это кризис чтения. Вопрос "Так ли необходимо сейчас читать детям книги?" вызывает противоречивые мнения и педагогов, и родителей. В статье  представлены некоторые последствия этой проблемы. Даны краткие советы на темы "Почему надо читать книги детям?" и "Как правильно читать?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Чтение в жизни ребёнка дошкольного возраста»

  Последнее время и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.

     Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

     На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят. Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеюсь, что вот теперь - то отдохнут. А ведь это неверно. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

      Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребенок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребенок приходит к этому пониманию. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы - все это показатели сформированности у ребенка логического   мышления.

      Средства массовой информации воздействуют на наших детей каждый день. Они таят в себе серьезные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. А вот наш с вами арсенал - добрые книги, воспитывающие нравственную личность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы читательской культуры.

К сожалению, в наш век информационных технологий, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят со взрослыми все подряд- рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы. Хороших телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.

1. Отставание в развитии речи т. к. дети позже начинают говорить,

их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% 7- летних ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности не ради достижения какой-то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

       Сказанное выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 9 -летнего возраста, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не главным воспитателем.

     Почему надо читать книги?

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.    

У «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы литературного языка.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. 

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально.

4. Читая, ребёнок запоминает информацию и учится анализировать её. Формируется критическое мышление, развивается память, воображение. Ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

5.Общение с книгой выступает источником развития интеллекта. 6.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

     Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как правильно читать?
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее.
- Показывайте ребёнку картинки. Хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Если ребёнок начал отвлекаться, прекратите чтение отложите книгу на денек.

Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально - психического развития ребенка занятие.

     В истории нашей страны было немало переломных моментов, но после всех потрясений общество всегда возвращалось в русло Великой культуры Великой страны - России. Эта преемственность обеспечивается в первую очередь именно благодаря литературе. Воспитание начинается с  народных  сказок, дальше ребенок знакомится с авторскими сказками, затем наступает черед серьезной литературы. Каждое звено в этой цепи незаменимо в процессе нравственного воспитания русского человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста"

Нетрадиционные формы организацииобщения педагогов и родителей НаименованиеформыЦельиспользования этой формыФормы проведенияобщенияИнформационно - аналитическиеВыявление интересов, зап...

Доклад на тему "Роль физической культуры в жизни ребёнка дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в...

Консультация для родителей «Загадки в жизни ребёнка дошкольного возраста»

На протяжении дошкольного детства дошкольник стремиться узнать, рассказать, составить рассказ об увиденном.Порой забываем про народные формы фольклора, их поэтичность, красоту и многообрази...

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста»

quot;Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста"...

Консультация для учителей-логопедов МО Тема Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста

Консультация для учителей-логопедов МО Тема Значение игры в жизни ребёнка дошкольного возраста...