Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
консультация на тему

Чильдинова Анна Викторовна
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искаженные представления об осваиваемом пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx79.15 КБ

Предварительный просмотр:

                 http://itd3.mycdn.me/image?id=858961152743&t=20&plc=WEB&tkn=*bnYQqicH_uDtZ-tXZ6_Qt50xpuI

       Проблемы развития пространственной ориентировки

         у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

        Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).

     Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки  у детей  с  патологией зрения.

      При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Нужно учитывать, что ребёнок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате у него возникают искаженные представления об осваиваемом пространстве.

         Необходимо продолжать развивать и закреплять умение ребенка ориентироваться на собственном теле, в помещениях своей квартиры, дома, во дворе, на ближайших улицах города, использовать при этом все сенсорные возможности: остаточное или нарушенное зрение, слух, обоняние, двигательно-тактильную чувствительность. Во время прогулки во дворе, по городу, в парке не оставляйте без внимания возможность различать асфальтированное, бетонное, плиточное покрытие улиц, песчаные, земляные, гравиевые дорожки. Ребенок должен чувствовать разницу, осязая дорогу ступнями ног. Тренируйте его в определении своего местоположения с помощью ориентировки на запахи, звуки. При этом постоянно предлагайте ребенку обозначать в речи восприятие окружающего пространства — в процессе описания ребёнок анализирует и запоминает все то, что он воспринимает.

Умение ребенка понимать расположение предметов относительно себя, ориентироваться в малом и большом замкнутых пространствах, передвигаться в разных направлениях, сохраняя или меняя их, нужно совершенствовать в таких игровых упражнениях «Иди вперед. Повернись направо. Иди вперед до стола. Возьми предмет, который лежит на столе справа», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол» и т. п. Чтобы заинтересовать его, заранее приготовьте какой-нибудь сюрприз. Например: «Покажи рукой направо от себя. Повернись направо. Дойди до шкафа. Открой левую дверцу шкафа. Найди вторую полку сверху. Там что-то лежит для тебя (новая игрушка, книжка, конфета). Обращаем ваше внимание на то, что задания надо давать ребенку поэтапно, а не проговаривать все сразу. Только после того как малыш выполнит одно («Покажи рукой направо»), можно предлагать следующее («Повернись направо»). Умение ребенка узнавать как можно больше об окружающем пространстве с помощью всех анализаторов и активно использовать это в практической ориентировке тоже нуждается в закреплении.

     Родители ребенка с диагнозами «косоглазие» и «амблиопия» должны знать, что при обучении его ориентировке в пространстве особое внимание следует уделить развитию умений выявлять (видеть, находить с помощью зрения и правильно называть) пространственные признаки предметов: их форму, величину, объем. Для успешности ориентировки в пространстве ребенку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними. Вам помогут такие игровые упражнения: «Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы», «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (разные) по величине» и т. п. Способность видеть глубину пространства активизируют такие упражнения: «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что дальше», «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем плане)».

    Овладение ориентировкой в пространстве — процесс сложный и длительный, требующий от родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь своему малышу адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.

Нарушение зре­ния сказывается на формировании познава­тельных процессов вос­приятия, пространствен­ных представлений, об­разного мышления, речи.Восприятие окружающей действительно...

Использование коррекционной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения

Программа по использованию коррекционной ритмики на занятиях по прастранственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения....

Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,имеющими нарушения зрения.Л.А.Дружинина.Челябинск,2008г.

Методическое пособие."Занатия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,имеющими нарушения зрения".Методические рекомендации.Составитель Л.А.Дружинина и др.,научный редактор...