Использование коррекционной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения
проект по коррекционной педагогике

Панченко Анастасия Дмитриевна

Программа по использованию коррекционной ритмики на занятиях по прастранственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и апробация коррекционной программы по развитию пространственной ориентировки  у дошкольников с нарушениями зрения

Внедрение коррекционной ритмики в процесс обучения пространственной ориентировке  позволит педагогам (воспитателям, специалистам ДОУ) не только организовывать систематическое целенаправленное воздействие на развитие всей сферы зрительного восприятия детей с нарушением зрения, но и сделать более эффективным обучение навыкам ориентирования и мобильности.  

 Для достижения эффективности коррекционной работы  была разработана коррекционная программа по развитию ориентировки в пространстве с применение коррекционной ритмики, составлен   перспективный план коррекционно-развивающих занятий по развитию ориентировки в пространстве.

Разработаны конспекты занятий по программе Л.И. Плаксиной, по  разделу: «Ориентировка в пространстве», с применением коррекционной ритмики. Развивающая технология применялась,  как вариативная часть образовательной деятельности.  Согласно учебному плану по ориентировке в пространстве подгрупповых  было запланировано  32 занятия (4 занятия в месяц). Конспект занятия представлен в приложении

Таблица  1 – Перспективный план  занятий по коррекционной ритмике, направленных на развитие пространственной ориентировки

Месяц

Неделя

 Тема периода организованной образовательной деятельности

Коррекционно-ритмическая игра

Сентябрь

1

Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей

2

Ориентировка на себе. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

 «Зеркало»

Дети зеркально повторяют упражнения за педагогом, называя части своего тела. Когда игра освоена, выбирается водящий из числа детей.

3

Ориентировка на себе. Развитие представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука, грудь спереди, а спина сзади).

Разучивание танца «Буги-вуги».

4

Ориентировка на себе. Обучение навыкам сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка.

Ритмическая игра «Теливизор»

Дети повторяют движения за педагогом, если педагог берется левой рукой за правое ухо, то дети делают также.

Октябрь

1

Ориентировка на себе. Формирование представления о том, что для определения пространственного расположения частей тела другого ребенка надо встать за его спиной и соотнести части своего тела с аналогичными частями его тела.

«Танец теней». Дети делятся на пары и повторяют танец впереди стоящего.

2

Ориентировка в пространственных признаках игрушек и реальных предметов ближайшего окружения. Формирование навыка зрительно-осязательного выделения пространственных признаков (форма, цвет, величина) игрушек и предметов ближайшего окружения.

«Собери скорей»

Дети под музыку ищут загаданные предметы

3

Ориентировка в пространственных признаках игрушек и реальных предметов ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по направляющим инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану

Танец с игрушками

Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, дети рассказывают, в каком направлении они шли, в какую сторону поворачивали, где нашли игрушку, после чего выполняют с ними ритмический рисунок по инструкции педагога

4

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы и детского сада). Развитие навыков ориентировки в помещениях группы и детского сада

Дети вспоминают и рассказывают свой путь в детском саду, затем проводится игра импровизированный город

Ноябрь

1

Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы и детского сада). Формирование навыков находить дорогу к другим группам, кабинетам, к выходу на участок детского сада. Запоминать и рассказывать, как пройти в то или иное помещение детского сада

Дети вспоминают и рассказывают свой путь в детском саду, затем проводится игра импровизированный город

2

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование навыка контролировать свои действия с помощью зрения и осязания

«Слепой скульптор»

Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это натурщик. Водящий  с закрытыми глазами должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ученика точно такую же. После все дети должны  принять заданную фигуру за натурщиком.
после чего выбирается новый водящий.

3

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов.

Развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела

Чертится или отмечается линия, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладутся камни. Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу педагога игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень учителю или водящему, выбранного из учеников. Игра носит соревновательный характер

4

Ориентировке в пространстве развивать умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Разучивание танца «Паровозик»

Декабрь

1

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Формирование навыка определять пространственное расположение окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа - слева, вверху - внизу, впереди – сзади

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Педагог задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; все кто стоят слева, сделали 2 шага вперед Маша, кто стоит сзади тебя, все кто стоят позади повернулись вместе с Машей направо;
Дети выполняют движения под музыку создавая тем самым ритмический рисунок

2

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие навыков пространственной ориентировки с привлечением зрения и сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния),

Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Педагог  отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, - откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим

Игра «Автогонки»

игра на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Ученику предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер, звук, издаваемый в процессе движения. Затем учащемуся закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

3

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование умения различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей, воспитателей

Выбирается ведущий, который стоит спиной к участникам.  Все играющие меняются местами. Один из участников зовет ведущего по имени, тот должен определить, кто,  с какой стороны его позвал.

4

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Обучение умению показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад

Маршировка по кругу за ведущим.
Разучивание танца «Мы бравые ребята»

Январь

2

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектам

Из детей выбирается «контролёр». «Контролер» располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными - в правый.

3

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и другими учащимися

Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе, хлопать в ладоши и т.д. Кто ошибается, тот выбывает из игры

4

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами

В игре ученик показывает правую руку и называет, кто находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать кто теперь находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Ведущий предлагает детям, стоящим справа от ведущего выполнит ритмический рисунок по образцу

Февраль

1

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). Употреблять в речи слов далеко, близко, л/т «Транспорт».

Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Из детей выбирается ведущий. Ведущий задает различный ритмический танец для тех, кто стоит ближе к нему и дальше. Самый близкий к ведущему участник становится новым ведущим.

2

Ориентировка в процессе передвижения. Формирование умения самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице: обозначать действия в речи:

Изучение ритмического рисунка и использованием гимнастического оборудования

3

Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Развитие умений определять окружающие предметы в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя

Разучивание музыкально-ритмической композиции «Веселые путешественники»

4

Ориентировка в процессе передвижения. Формирование умения передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево».

Ритмическая игра «Настоящие спортсмены»

«Синхронное плавание»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Педагог даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление, относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

«Новая походка»

Педагог говорит детям, что они сейчас походят не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Март

1

Ориентировка в микропространстве. Формирование навыка микроориентировки.

На полу класса или ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Каждому ученику предлагается задание: расположить мячики разных цветов согласно инструкции педагога. Например, красный мяч положить в дальнем левом углу, синий мяч - в середине, зелёный - в ближнем правом углу и т.п.

2

Ориентировка на себе. Расположение и нахождение деталей одежды (воротник, карман и т.д.).

Разучивание танца  «Мы наденем сарафан»

3

Ориентировка в пространстве в процессе передвижения.

Учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию

Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, дети рассказывают, в каком направлении они шли, в какую сторону поворачивали, где нашли игрушку

4

Ориентировка в микропространстве. Ознакомление с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (верхняя, нижняя правая, левая).

Апрель

1

Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование навыков моделирования простейших пространственных отношений из кубиков, строительного материала по предметному образцу

Разучивание танца «Гномики строят дом»

2

Моделирование простейших пространственных отношений.

Выстраивание простейших пространственных отношений с кубиками.

Отстукивание ритмического рисунка при помощи музыкальных кубиков

3

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование представления о картинке-плане.

Игра «Танцкласс»

Знакомство с расположение объектов на карте-плане танцкласса, соотнесение их с реальными объектами

4

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование представления о картинке-плане.

Игра «Танцкласс»

Уточнение знаний о расположение объектов на карте-плане танцкласса, соотнесение их с реальными объектами, нахождение своего места по плану.

Май

1

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие способности соотносить предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь по картинке-плану

Постановка танца с использованием схемы, выстраивание ритмического рисунка по плану

2

Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие способности соотносить предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь по картинке-плану,

Постановка танца с использованием схемы, выстраивание ритмического рисунка по плану

3

Тифлопедагогический мониторинг. Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Ориентировка в пространстве».

4

5

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.

Нарушение зре­ния сказывается на формировании познава­тельных процессов вос­приятия, пространствен­ных представлений, об­разного мышления, речи.Восприятие окружающей действительно...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.

Формирование у ребенка ориентировки в пространстве - это развитие его способностей, формирование его впечатлений о внешних качествах предмета: форма, цвет, вкус, запах, размер, положение в пространств...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковпервого года обучения...