"Эффективные формы работы, направленные на развитие речи детей раннего возраста».
консультация

Воронина Людмила Николаевна

В материале собраны игры для развития речи детей раннего возраста .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сообщение учителя-логопеда Ворониной Л.Н. на тему: «Эффективные формы работы, направленные на развитие речи детей

раннего возраста».

"Для ребенка взрослый – это объект почитания. Из уст взрослого, как из неисчерпаемого источника, устремляются слова, которые нужны ему для овладения речью, и он будет руководствоваться ими в своей деятельности. Слова взрослого воздействуют на ребенка как побуждения из высоких миров. Подражание ему означает для ребенка вступление в жизнь…

Мария Монтессори.

В последнее время  вопрос о том,  что  речевое развитие детей не соответствует возрастным нормам стоит очень остро. Для решения этой задачи необходима целенаправленная  программа психолого-педагогического  воздействия.

         Когда ребенок не достаточно хорошо говорит, родители часто впадают в растерянность - что же делать? Почему с моим ребенком не занимается логопед? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема речевого развития  ребенка застигает их врасплох. Часто родители неадекватно относятся к речевым дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают  и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая  свое общение, удовлетворением  минимальных потребностей ребенка. Ни тот ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители  не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым не желанием говорить. Именно поэтому необходимо доводить до сведения родителей что является для малыша  возрастной нормой, а что указывает на задержку речевого развития.

          В норме, на третьем году жизни дети рассматривают картинки, могут слушают истории сказки в течении 5-10минут , понимают значение слов большой -маленький. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени пассивный словарь ребенка включает 1500 слов. Вместо простой двухсловной  фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок пользуется всеми частями речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого общения, речь начинает становиться регулятором  поведения.

    Что же можно отнести к  основе для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (Такая остановка может быть и при нормальном развитии, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания, ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, используя аморфные слова. Например: дека- девочка, пику- купи, пеха- хлеба.

  Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются  в речи глаголы. Или ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет - Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).

   Произносительная сторона речи еще находиться на стадии формирования. Но обязательно  надо обратить внимание если:

во время речи кончик языка высовывается между зубами

 звуки произносятся с «хлюпаньем» или имеют носовой оттенок.

       Какие же формы работы эффективны, как для развития речи детей в норме, так и для детей имеющих задержку речевого развития.                   

Основные направления  работы по развитию речи: это нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, активной речи, общения, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие зрительных, слуховых дифференцировок,  тактильных ощущений,  формирование понимания речи.                                                                              

За основу могут быть взяты методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой и других авторов.

Работа по развитию речи детей раннего возраста строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Дети учатся фиксировать взгляд на лице взрослого, на крупных ярких игрушках. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию.  Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

          Для дыхательной гимнастики используем разные игры: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Султанчики», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри». Обращаем внимание, чтобы ребенок при выполнении этих упражнений не надувал щеки.

     Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Необходима также стимуляция речевой активности. Для этого привлекаем внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряем его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетны слов. С этой целью проводим такие игры: «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях».  

Одним из важных аспектов развития речи детей является Артикуляционная гимнастика. Которую необходимо ежедневно проводить проводим с детьми,  как в пассивной, так и в активной  форме. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. Можно использовать  разнообразные  артикуляционные  упражнения «Лопаточка»,«Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».

      Пальчиковая гимнастика, также оказывает положительное воздействие на развитие речи. Ее желательно проводить с использованием речевого материала.  С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.   Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко». Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидками, кубиками, мозаикой, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами, игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», доска Сегена,  складывание матрешек.

Массаж  пальчиков и кистей рук. Выполнение движений   может сопровождаться музыкальным звучанием, речью доступной ребенку (звукокомплексами, слогами,  звукоподражаниями, словами, потешками).

Перспективным приемом данного направления является рисование пальчиками краской.  Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Рисуем ладошкой или с помощью пробки, получаются рисунки- печати, на подносе с манной крупой появляется дождик, ручеек, солнышко, дорожка, травка, снег.

Развитие тактильной чувствительности осуществляется через игры со щетками, тактильными таблицами, дорожками «В гости», различными поверхностями - жесткими, мягкими,  пушистыми,  гладкими,  шершавыми,  колючими,  холодными.  

Для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха, проводятся игры с музыкальными инструментами - бубном, колокольчиками, погремушками, металлофоном, барабаном. Используются игры: « Что звучит? »,   « Угадай, на чем играю? »,   «Звуковые коробочки», ( с крупой, горохом, фасолью, сахарным песком).

Развитие действий с предметами, как основной вид деятельности в раннем возрасте, очень важен для становления речи детей. С этой целью организовываются  игры в мяч, конструирование. Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики,  играть с постройкой,  понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить», произносить звукоподражания. Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы». Используем различные виды «вкладышей».  Упражнения «Покатай машинку», «Покачай куклу». Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки. Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

Формирование пространственных представлений о схеме тела и лица: это упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)».

        Развитие Общей моторики. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит». Понаблюдав за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.  

       Формируем представления о цвете, форме и величине. Собираем пирамидки с ребенком, акцентируем внимание на цвете, форме и размере. Используем кубики разного цвета, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги.

Все эти виды деятельности должны проходить с высокой речевой активностью. И педагог, работающий с ребенком, должен показывать пример грамотной, красиво интонированной речи.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь детей поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыши могут выполнять простые инструкции,  понимают слово, пользуются указательным жестом. С помощью дыхательной гимнастики, устанавливается координация фонации, дыхания и артикуляции, необходимая для достижения произвольных и устойчивых вокализов. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления детей о самом себе, о своем теле, навыки общения.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по познавательному развитию детей раннего возраста

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойств пре...

Инновационные формы работы, направленные на развитие учебно-познавательной компетенции.

    В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать мет...

"Видеоотчеты исследовательской лаборатории, как эффективная форма работы с семьями детей младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Учёт современных требований к дошкольному образованию и изменений культурного уровня населения делают актуальным поиск новых форм работы с родителями. Начиная работу с детьми трех лет, мы искали такую...

Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитиии детей дошкольного возраста.

Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста....

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи раннего возраста по средствам русского народного фольклора

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора....

Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»

Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения  новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного пом...