Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.
консультация на тему

Андряшина Наталья Николаевна

Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Солнышко» ЗМР РТ»

Консультация для родителей:

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

Логопед:   Андряшина Н.Н

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

  • Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
  • Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения выполняются от простого к сложному.
  • Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
  • На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
    10-15 раз.
  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
  • Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
  • Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

  • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
  • Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
  • Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
  • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
  • Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
  • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
  • Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
  • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)

Развитие речевого дыхания

  • Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
    3-5 раз.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

  • Футбол
  • Снегопад
  • Листопад
  • Бабочка
  • Кораблик
  • Шторм в стакане.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

  • 1. Лягушка
    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
  • 2. Хоботок
    Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
  • 3. Лягушка – хоботок
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
  • 4. Окошко
    На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  • 5. Лопаточка
    Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
  • 6. Иголочка
     Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
  • 7. Лопаточка-иголочка
    На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
  • 8. Часики
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 9. Качели
    Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
  • 10. Лошадка
     Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения!

В презентации представлено описание комплекса артикуляционной гимнастики и подобраны рекомедации к проведению упражнений....

Буклет для родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика -основа правильного звукопроизношения»

Буклет предназначен для родителей по развитию правильного звукопроизношения. Даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях...

Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляци...

Артикуляционная гимнастика –основа правильного звукопроизношения!

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений ...

Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой ...