Тренинг «Что такое детские капризы и как с ними бороться».
консультация на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

Повышение психологической компетенции родителей по вопросам общения с детьми. Как справиться родителям с детскими капризами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kaprizy.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Что такое детские  капризы и как с ними бороться».

Цель: повышение психологической компетенции родителей по вопросам общения с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей.
  2. Развить рефлексию, децентрацию своей родительской позиции, навыки конструктивного взаимодействия с детьми.
  3. Оптимизировать детско-родительские отношения

Материал и оборудование: мяч, бланки с описанием ситуаций.

Ход тренинга:

  1. Разминка. Игра «Электрический ток».

Инструкция. Стоя в кругу, участники по очереди через рукопожатие передают сигнал  по кругу, начиная от ведущего. К нему же он должен вернуться  с другой стороны круга. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях, через промежутки времени, от разных ведущих. Задача игроков: не  спутаться и передать сигнал.

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Наверное, каждая мама чувствовала себя хотя бы раз неуютно, когда ее дитя неожиданно  заливалось слезами, поднимало крик, а то и начинало биться об пол. В возрасте от 1 года до 3-5 лет  в развитии ребенка происходит перестройка, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты, кроме того, он идет в ДОУ. Именно в это  время малыш и начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».

У некоторых детей истерики бывают довольно часто.  Как правило, эти дети отличаются целеустремленным характером и куда более настойчивы в своих желаниях, чем их мягкие и послушные сверстники. Одни дети быстро  раздражаются  и также быстро затихают.  Другие истерики закатывают по всем «правилам»: топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадается под руку, бросаются на пол. Все дело в темпераменте: дети с более сильным типом нервной системы упрямы, те  же , у кого нервная система слабая, чаще капризничают. Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Странно в 5 лет видеть ребенка, заливающегося слезами.  Верно говорят: легче справиться с одним капризом, чем победить 101.

  1. Игра «Вернисаж детских капризов».

Инструкция: передавая мяч родители рассказывают, как и в каких ситуациях  капризничает их ребенок, начиная рассказ от лица малыша : « Я капризничаю, когда…».

  1. Мини- лекция  «Причины детских капризов».

Итак, почему ребенок капризничает? Существует несколько вариантов ответов на этот вопрос, и вы уже отметили некоторые из них:

  • Ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые;
  • Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ общаться с вами, потому, что ему не хватает вашего общества, вашей любви. И вот он ходит по пятам, канючит  и хватает вас за руки, находит поводы привлечь ваше внимание;
  • Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из непонятных малышу соображений;
  • Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!» и т.д. ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право  самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;
  • Психоэмоциональное напряжение. Может, это выражение конфликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? Или очень устал за день? Да и ссоры родителей тоже могут повлиять на настроение ребенка.
  1. Игра – активатор «Молекулы»

Инструкция. Каждый участник играет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде : «Атомы объединяются в молекулы по три, четыре, пять – участники объединяются. Кто не смог найти тройку становится  ведущим и дает команду остальным участникам для объединения.

  1. Игра «Как мы боремся с капризами»

      Инструкция. Участники делятся на две команды. Каждая получает 2-3 карточки с «экстремальными» вопросами для соперников. Один участник зачитывает ситуацию, описанную в карточке. Команда-соперник должна дать ответ за 2 минуты. Затем команды меняются ролями.

Примеры ситуаций:

  1. В воскресенье Олег устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и  твердит: «Купи, купи!». Я его уговариваю, а он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
  2. Нет никакой возможности увести ребенка с улицы. «Еще, мама, еще!». Каждый раз заканчивается скандалом.
  3. От дома до садика два шага , но каждый раз дочка требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога вся как каша, десять потов сойдет пока довезешь, да и сама уже  должна ходить.
  4. Ребенок выходит из детского сада – такое чувство, что ищет повод к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать ума не приложу?
  5. Одеваемся каждый раз с криками. Сначала спокойно жду, пока набегается по раздевалке, потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться: опять испорчено настроение и у меня, и у сына.
  6. Видит какой-нибудь предмет дома и кричит: «Дай, дай!». А как я дам, если это чашка от сервиза, разобьет еще.

  1. Мини-лекция «Эффективное поведение родителей во время проблемной ситуации»

Тезисы.  Стимулируйте развитие у ребенка взрослых черт поведения: умение говорить от своих желаниях, разговаривать, общаться, стремление объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь  на уровень его глаз: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».

Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы.  Например, на прогулке заявляет  желании еще погулять, опуститесь до уровня его глаз и скажите: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?».

Попробуйте общаться с ребенком как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе, о своих чувствах, о том, что видели (по дороге, во время одевания).

Устанавливайте правила и границы дозволенного, в т. ч. и наказания. Понимание, что в жизни существует не только не только «хочу», но и «надо», следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствоваться не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи.

Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:

  • Чаще всего капризничают дети в тех семьях, где между взрослыми не согласия и единства;
  • Будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что мамины угрозы могут оказаться не пустыми словами, поэтому их следует сразу выполнять. Не шантажируйте ребенка («если ты…, то я …»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

Игру можно сделать заменой протеста.  Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, поиграйте в детские сказки или мультфильмы, используйте соревнования во время сбора игрушек.

Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: «Ты наденешь колготки красные или желтые?  Что тебе приготовить- яичницу или хлопья с молоком? Почему ты это хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений).

Нужно разнообразить опыт общения со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил останется на капризы.

  1. Рефлексия.

Инструкция. Передавая мяч родители поочередно отвечают на вопрос: «Какие эмоции, чувства мы испытываем, когда ребенок капризничает?» и называют свои чувства.

Вывод. «Эти чувства затмевают все и не дают принять верное решение, часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у них, о чем потом часто сожалеем. Поэтому нужно соблюдать спокойствие. Возьмите тайм-аут: «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся». В это время вы можете посчитать до 10, подышать, используя глубокое дыхание, или выполнить упражнение «Лифт». 

Упражнение «Глубокое дыхание».

Инструкция. Исходное положение сидя на стуле, спина прямая, расслабленная. Сделать вдох носом, считая от одного до четырех, выдохнуть через рот, считая в обратном порядке – от четырех до одного.

Время выполнения – 2-3 минуты.

Упражнение «Лифт».

Инструкция. Упражнение хорошо выполнять стоя.

1.вдохнуть глубоко и медленно ртом так, чтобы воздух дошел до живота(первый этаж), задержать дыхание, выдохнуть ртом.

2.снова вздохнуть так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше (до желудка), задержать дыхание, выдох через рот.

3.вдохнуть – и поднять лифт еще на один этаж (грудь), затем выдохнуть.

На выдохе нужно ощутить, что все напряжение и волнение вышло из тела, словно из дверей лифта.

Время выполнения – 2-3 минуты.

  1. Прощание.

Литература: Справочник педагога-психолога №7, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться

Что такое капризы, почему они появляются, и как с ними справиться....

Работа с педагогическим коллективом (занятие с элементами тренинга). Тема: « Что такое стресс и как с ним бороться».

Не секрет,что профессия педагога, чаще чем большинство других профессий ,подвержена стрессам. А стресс, как известно, способен скапливаться в организме,нанося большой вред. Данное занятие, входящее в ...

"Детские страхи и как с ними бороться"

Советы для родителей, которых беспокоит проблема детских страхов....

Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться»

В консультации вы можете узнать о детских страхах и их появления, о том как предотвратить возникновения страхов у ребенка и как бороться уже с существующими страхами....

Родительское собрание "Что такое детские капризы и как с ними бороться"

Выявление с родителями причин детских капризов, проговаривание способов эффективного поведения родителей в проблемной ситуации и рекомендация о детской литературе....

Родительское собрание «Что такое детские капризы и как с ними бороться».

Наверно, каждая мама чувствовала себя хотя бы один раз неуютно, когда ее дитя неожиданно заливалось слезами, поднимало крик, а то и начинало биться об пол. В возрасте от 1 года до 3-5 лет в развитии р...