Консультация для родителей: «Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки»
консультация на тему

АБДУРАШИТОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_muzyki.docx19.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 4

с. Кандры муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для родителей:

«Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыкальный руководитель:

Абдурашитова Н.А.

2018

Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматривает ознакомление с музыкальными произведениями, доступными для детского восприятия. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.

В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».Социальная ситуация в нашей стране на данный момент такова, что политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, поэтому большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Большие возможности для воспитания у детей любви к Родине предоставляет знакомство их с музыкальными произведениями.

Музыка – прекрасная и поистине безграничная область человеческой культуры. Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повсеместно, всюду и везде – в труде и в быту, в дальних походах или в дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо музыкальных впечатлений. Сила музыки способна захватить душу, сплотить воедино стремления и помыслы людских масс.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период для высоких человеческих начал. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей

– вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении существует опыт воспитания патриотических чувств. Формы организации педагогического процесса в этом направлении разнообразны: беседы, тематические досуги, праздники, развлечения. Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Поэтому мы предоставляем детям возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, в разнообразной деятельности. Основной идеей данных мероприятий является формирование патриотизма и гражданственности у дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

С самого раннего возраста дети проживают вместе с педагогом начальные этапы музицирования, в которых взрослый передает знания о культуре родного края, его традициях. Таким образом, осуществляется начальный этап культурно-исторического блока.

В младших группах дети знакомятся с простейшими формами фольклора

(потешки, колыбельные, попевки): «Во садочке», «Комaрище», хороводы: «А я по лугу», «Я на камушке сижу»; игровые танцы: «Черный баран», «Есть у зайки огород».

В средней группе ребенку предоставляется возможность познакомиться с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием (гармонь, балалайка, трещотка, ложки и др.). И в завершении этого этапа дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные, шумовые) и исполнять различный песенный репертуар. Дети осваивают небольшие пьесы для оркестра ложкарей и др.

В старшей группе детям доступны более сложные образцы народного искусства: это и необыкновенно красивые, затейливые хороводы «Со вьюном я хожу», «Плетень», «Девка посуху ходила».

Итогом проделанной работы в подготовительных группах становятся традиционные для нашего детского сада праздники «Яблочный Спас», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха».

Так же в старших группах детского сада широко используются различные

формы приобщения детей к музыкальной культуре родного края в рамках краеведческого блока. Дети слушают музыку в исполнении таких коллективов как Кубанский казачий хор, ансамбль «Криница» и других.

Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

В нашем детском саду это достигается в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я

воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, для слушания музыки мы предлагаем детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасовa. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему

Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.

Дошкольники с большим удовольствием, делают открытки, собирают посылку солдатам, участвуют в праздничном оформлении зала, рисуют портреты папы, дедушки ко дню защитника Отечества. Дети приносят фотографии для альбома с так называемыми историческими фотографиями: дедушка и прадедушка на фронте, бабушка, еще молодая на стройке.

Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы надеемся, что воспитаем

настоящего патриота, человека, любящего свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

В статье кратко описана роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

   Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация обще...

Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

laquo;- В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин,будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям....

Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...