ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ И РОДИТЕЛЬСТВО Можно ли развивать, не ломая?
статья на тему

Нарикова Елена Анатольевна

ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ и РОДИТЕЛЬСТВО

Можно ли развивать, не ломая?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_v_obshchestve_i_roditelstvo.docx616.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ И РОДИТЕЛЬСТВО

Можно ли развивать, не ломая?

Вы готовы разрешать ребенку все, считая, что именно так он лучше всего почувствует вашу любовь? Или, наоборот, вы считаете, что должны контролировать и ограничивать каждый его шаг? Как найти золотую середину в вопросах контроля и разрешений?

http://timbergroup.ru/upload/medialibrary/681/681d550a745f1fa15f10b1f7afeee948.jpg

Мы не рождаемся личностями — этот процесс занимает много времени (в психологии мы называем долгую дорогу к самому себе социализацией) и зачастую приводит к тому, что людям кажется, будто маленький ребенок и не человек вовсе. Именно в такие моменты дегуманизации — отказа в человечности — дети слышат, что «здесь нет ничего твоего», «сначала сделай это, а потом я буду к тебе нормально относиться» и многие другие неприятные слова.

В психологии мы не считаем отсутствие каких-то навыков признаком отсутствия личности и основанием для дегуманизации. Мы знаем, что с самого раннего возраста ребенок участвует в жизни семьи, родители для него — основа коммуникации и взаимодействия, центр его мира. Но и он — часть их мира, и уважение к границам другого человека не включается и не выключается по желанию — наоборот, оно должно быть всю его жизнь, с самого раннего детства. Конечно, невозможно воспитать ребенка, не причинив ему дискомфорта. Более того, время от времени именно дискомфорт позволяет ему развиваться дальше — например, именно непонимание родителями псевдослов и звуков и возрастающее разнообразие потребностей маленького ребенка заставляют его начать говорить, — но тем не менее подобный дискомфорт бывает разным.

Можно ли развивать, не ломая? http://ds393.ru/image/news/novosti-2018/grafik-vydachi-putevok-v-detskiy-sad/romashka.png Конечно.

Так рождается адаптация — постепенное привыкание и «выращивание» новых умений и навыков. Мы не бросаем ребенка в ледяную воду, надеясь, что он сам научится плавать, не считаем, что все дети одинаковы или что от родителя почти ничего не зависит. Что меняется в этом случае?

Если рассматривать развитие ребенка как постепенную и бережную адаптацию к окружающей среде, а родителя — как включенного и заинтересованного посредника и проводника на этом пути, то мы можем увидеть, как меняется смысл слова «воспитание» (со значения некоторой дрессуры или донесения до ребенка правил поведения к понятию заботы и поддержки нового человека в этом мире).

Родитель — это не владелец ребенка, не его хозяин или инвестор (а то и продюсер), а ребенок — не вещь, не инвестиция и не проект.

В долгосрочной перспективе отношения родителяhttp://cs01.services.mya5.ru/DwABAIQAzQHbAc0BkP_D_sM/qLfA0C-j-qa_a-u68wStbQ/sv/image/51/11/94/281819/45/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82.png?1456341954 и ребенка — это союз двух (либо трех или более, если в семье несколько детей) равных людей; у одного из участников больше опыта, поэтому он помогает другому адаптироваться к окружающему миру и усвоить основные правила существования.

В таком союзе на первый план выходит двусторонний диалог: что я сообщаю ребенку? Что он сообщает мне? Каждый из участников вносит свою лепту. Зачастую родители жалуются, что они только отдают. Как правило, это означает, что они плохо понимают, как именно ребенок участвует в контакте, не умеют принимать его радость, теплые эмоции, не считают его чувства (любовь, привязанность, волнение) полноценными или обесценивают их: «Он бы любую мать любил» (хотя, конечно, качество контакта и чувства ребенка зависят от поведения родителя, и в ряде случаев клиенты терапевтов говорят, что не помнят теплых чувств к родителю — лишь страх или желание сбежать).

Травмирующими для ребенка также являются концепции «ребенок-подмастерье» (родитель, нуждаясь в помощнике, лишает ребенка возможности выбирать профессию и пытается передать ему свой бизнес, клиентов или «дело всей жизни»), «ребенок — идеальный партнер» (родитель растит из ребенка идеальную жену или идеального мужа), ребенок как сублимация (родитель, не найдя себе применения в жизни, рассматривает родительство как работу или даже как призвание), воспитание как способ исполнить свою мечту (например, родитель мечтал быть юристом и прилагает все усилия, чтобы ребенок им стал), «ребенок-прислуга» (родитель сбрасывает на ребенка то, с чем сам не очень хочет связываться: готовку, уборку, общение с родственниками или учителями и т. д.). Могут быть и другие варианты.

Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками. Занимаясь воспитанием ребенка 6-7 лет, родители должны учитывать, что в этом возрасте ребенку особенно важны взаимоотношения со сверстниками, поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы у него был свой круг общения с постоянными друзьями. Наравне с друзьями, ребенок 6 лет проявляет неподдельный интерес к представителям противоположного пола, малыш может тщательно это скрывать, либо, наоборот, очень активно проявлять свои симпатии. Родители должны поддерживать в этот период ребенка и объяснять ему в доступной форме, что такое понятие взаимоотношений между мужчинами и женщинами, почему они важны, и как их правильно строить.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=683x10000:format=gif/path/saf197b7495c3ee5c/image/i7d821834b13b3af0/version/1476466160/image.gif Суть воспитания детей 6 лет также заключается и в том, чтобы, не используя старинный, однако далеко не действенный метод для детей «кнута и пряника», родители смогли найти правильный подход к малышу, стали для него людьми, которым он сможет доверять. Очень важно, чтобы с родителями дошкольнику не было скучно, в этом возрасте с ним можно делиться своим опытом, вместе посещать различные выставки, музеи и театры, так как в 6 лет ребенок уже способен воспринимать сложную информацию.
Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Поскольку личность развива...

Здоровьесберегающая система как условие здорового образа жизни современного общества

     В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам ...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимаясоставляющая адаптации к жизни в обществе...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе...

Публикация "Наука и образование в жизни современного общества"

Статья "  Повышение психологического комфорта дошкольников через формирование социальной компетентности...