Здоровьесберегающая система как условие здорового образа жизни современного общества
статья (старшая группа) на тему

Гобеева Элла Викторовна

       В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. В статье 64. Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"  говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.   Ключевым вопросом госуда ‏рственной политики является существенное  повышение ка ‏чества ‏ жизни гра ‏жда ‏н России, на  что ука за но в Федера льном за коне РФ «Об обра зова нии в РФ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Гобеева Элла Викторовна, тьютор  

МАУ ДО Центра развития творчества

одаренных детей и юношества  «Интеллект»

Здоровьесберегающая система как условие здорового образа жизни современного общества

       В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. В статье 64. Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"  говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.   Ключевым вопросом госуда ‏рственной политики является существенное  повышение ка ‏чества ‏ жизни гра ‏жда ‏н России, на  что ука за но в Федера льном за коне РФ «Об обра зова нии в РФ» [9].  

В связи с этим задача ФГОС - обеспечить каждого обучающегося качественным современным образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные модели, придать позитивный импульс модернизации образования.

          Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке.  В последние десятилетия проведены исследования, давшие ответы на многие важные вопросы: что такое здоровье и болезнь; причины болезней и истоки здоровья; роль социальных институтов и самого человека в организации здорового образа жизни; когда и как закладываются основы здоровья в человеческом организме и др.

По мнению В.В. Колбанова, уровень здоровья человека в масштабах планеты оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями (в основном за счет высокоразвитых стран). За этот период удалось найти действенные методы борьбы со многими серьезными болезнями, значительно увеличилась средняя продолжительность жизни.  Однако, для многих регионов планеты проблема здоровья населения является одной из наиболее острых [7,с.166].   Здоровье подрастающего поколения характеризуется высоким числом функциональных нарушений и отклонений. Так, каждый второй первоклассник уже имеет стойкие отклонения в здоровье, а две трети выпускников школ - хронические заболевания. Состояние «предболезни» определяется у 55 - 75% населения. За последние 20 лет ресурс здоровья общества сократился вдвое и составил около 20% здоровых по чисто медицинскому критерию здоровья. Население в возрасте от 17 до 70 лет в силу различных заболеваний и ограничений по двигательному режиму в основном старше своего паспортного возраста на 3-15 лет, считает Л.И. Латохина [8,с.99].

Нарастание тревожных тенденций относительно здоровья населения вызывает необходимость актуализации роли физической культуры как наиболее реального комплексного средства формирования здорового образа жизни, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях. Важно организовать приобщение детей к здоровому образу жизни, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма, отмечает В.Н. Артамонова [2,с.48].                    

Но осуществить воспитание здорового образа жизни на сегодняшний день проблемно, так как проблема здоровья детей не может быть решена усилиями лишь медиков без интеграции с педагогами.

Воспитание здорового образа жизни - важнейшая проблема современности и может быть решена только при взаимодействии медицинских и педагогических средств.

Рассматривая проблему здоровья в педагогическом аспекте, ученые считают, что необходимо выделить ее узловые вопросы в воспитании дошкольников. Прежде всего надо осознать само понятие здоровье,  так как от смысла, вложенного в него, зависит направленность оздоровительно-развивающего направления физического воспитания.

Существуют  разные трактовки этого понятия. Так, например, в материалах международной  конференции по проблемам формирования  здорового образа  жизни населения приводится до 10 определений понятия «здоровье». По мнению                                Ю.Ф. Змановского, здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому [6,с.48]. Р.И. Айзман предложил измерять здоровье по резервным мощностям организма, которые во многом зависят от правильного образа жизни человека.  Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни[1,с.126].      

Основными задачами по формированию здорового образа жизни является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях;  обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни; закаливание детского организма; жизненно-необходимых двигательных действий, культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе (Т.Е. Антропова, Н.А. Бернацкая, И.И. Брехман).                   Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Таким образом, здоровый образ жизни оказывает в значительной степени положительное влияние на здоровье.

Приоритетным направлением в области дошкольного образования является укрепление здоровья детей.

 Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций, отмечает В.К. Бальсевич [4, с.118].  

Большое значение следует уделять сфере влияния факторов, так как от нее зависит здоровье человека. Чтобы здоровье человека сохранить, нужно создать благоприятные условия для жизни человека, разрабатывать здоровьесберегающие системы, так как здоровьесберегающая система является одним из условий здорового образа жизни. Человеческий организм работает в определенной системе на основе индивидуальных биоритмов  (М.П. Асташина) [3, с.144].  Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья. В дошкольных  образовательных организациях  для каждой возрастной группы предусмотрена образовательная  Программа, которая  предусматривает занятия различного вида, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.  К сожалению, распорядок дня в ДОО чаще трактуется односторонне -лишь с временных позиций, в результате чего он теряет свои воспитательные функции. Такой подход, недооценка требований к организации режима дня, зачастую наносят значительный вред здоровью детей.

        Учитывая этот негатив, Э.С. Вильчковский подчеркивает необходимость усиления оздоровительно - содержательной и воспитательной направленности распорядка  дня. Качество решенных моментов определяется в направлениях, связанных с удовлетворением основных физиологических потребностей организма ребенка (в движении, пище, сне, активном бодрствовании), с приобретением необходимых знаний в области культуры здоровья, с овладением навыками ЗОЖ [5,с.189].  

 Развитие детей дошкольного возраста необходимо рассматривать по овладению знаниями и навыками гигиенической культуры и правил поведения. Бытовые процессы должны нести детям необходимые знания о здоровом образе жизни: зачем умываться, чистить зубы, мыть руки, бывать на воздухе; почему надо полоскать рот после еды, пользоваться салфеткой и т.п.

        Таким образом, система работы, включающая двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие знания по отношению к собственному здоровью, что обеспечивает успех формирования навыков здорового образа жизни детей старшего  дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Айзман Р.И.. -Здоровье населения России: медико - социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. - Новосибирск: 2014.-271с.
  2. Артамонова В.Н., Мотылянская Р.Е. Медико - биологические основы здорового образа жизни: Методические разработки для студентов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа – М -Владос, -2015.-51с.
  3. Асташина М.П. Валеологическое образование дошкольника в традициях народной педагогики// Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Сиб ГАФК,2014.-С.143-149.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М - Линкасс - Пресс, -208с. http://vospitatel.com.ua/ (дата обращения 21.10.17.)
  5. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. М - АРКТИ, 2013.- С.185-203с.
  6. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М - Владос, 2013.-128с.
  7. Колбанов В.В.Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАН,2013.-232с.
  8. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела – СПб.: ИК «Комплект», 2013.-С.98-130 .
  9. Федеральный закон РФ от 29 дек. 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в   РФ» // Российская газета.2013.30 декабря или [Электронный ресурс] URL: http:www.rg/ru/2012/12/30/obrazovanidok.htm/. (дата обращения:17.12.15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Система формирования навыков здорового образа жизни

Методическая разработка по физкультурным досугам для детей дошкольного возраста....

Система формирования навыков здорового образа жизни

Методическая разработка по физкультурным досугам для детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Генетическая природа индивида и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности как показатели здорового образа жизни современного человека.

Не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических програм...

Консультация для педагогов: «Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников»

Консультация для педагогов:«Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников»...