Практическое занятие для родителей детей со сложным дефектом на тему: «Почитай мне, мама»
план-конспект занятия

Роль художественной литературы в воспитании ребенка неоспорима, главное привить к ней интерес и воспитать у ребенка потребность в книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие для родителей детей со сложным дефектом

в рамках родительского клуба «Школа родителя»

на тему: «Почитай мне, мама»

Составили:

воспитатели - Лосева Е.М., Свирина Н.Н.

учитель-логопед Кушнарева В.В.

Цель:

Повысить педагогическую грамотность родителей через открытые формы взаимодействия.

Задачи:

  1. Научить родителей  грамотно подбирать  книги для ребенка, в соответствии с возрастом и его потребностями.
  2. Познакомить родителей с различными активными формами чтения книг детям, с целью формирования у них интереса к книге.
  3. Привлечь родителей к сотрудничеству с городской передвижной библиотекой с целью социализации и адаптации ребенка к окружающему миру.

Оборудование: мяч, книги, стол, проектор.

Предварительная работа: анкетирование с целью выяснения читательской активности.

Домашнее задание – использование дома трех предложенных вариантов чтения: чтение с проговариванием, чтение с рассматриванием иллюстрации, чтение с игрушкой.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие.(1 воспитатель)

- Здравствуйте, уважаемы родители. Мы рады видеть Вас в очередной раз на занятии  нашего клуба. На прошлом занятии вам были предложены несколько игр с сюжетом. И домашним заданием было сфотографировать вашего ребенка за игрой. Благодаря Вашим фотографиям нами была создана мини-выставка «Детство - чудесное время игры», которую Вы все уже видели в нашей приемной и можете еще раз полюбоваться.

- Сегодня мы бы хотели поговорить с Вами о книгах и о том, как их читать детям так, чтобы им было интересно их слушать, чтобы они были поучительны и полезны для них. Роль художественной литературы в воспитании ребенка неоспорима, главное привить к ней интерес и воспитать у ребенка потребность в книге. А как это сделать мы сегодня с Вами поговорим, но сначала немного поиграем.

 Игра «Отгадай загадку».

 Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.

У меня не усы, а усищи,

Не лапы, а лапищи,

Не зубы, а зубищи –

Я никого не боюсь!

Не садись на пенек,

 Не ешь пирожок!

 Неси бабушке,

 Неси дедушке!

         

Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

 Аленушка, сестрица моя!

 Выплынь на бережок.

 Костры горят высокие,

 Котлы кипят чугунные,

 Ножи точат булатные,

 Хотят меня зарезати!

 

Несет меня лиса

 За темные леса,

 За быстрые реки,

 За высокие горы…

 Котик-братик,

 Спаси меня!

- Молодцы, все справились. А знают ли наши родители, авторов детских сказок, рассказов и стихов:

«Кто сказал мяу?» Сутеев

«Два козлика» А.Толстой

«Три медведя» русская народная

«Лошадка», «Мишка» А. Барто

- Теперь Вы будете обращать внимание в книжном магазине на книги этих авторов.

  1. Как правильно выбрать книгу. (2 воспитатель)

- Приглашаю Вас в наш книжный магазин «Грамотейка».

(Предложить родителям рассмотреть и выбрать для своего ребенка книгу или несколько книг. Объяснить свой выбор.)

- Как ни удивительно, но не каждая книга полезна и может принести удовлетворение малышу, заинтересовать его, увлечь и воспитать в нем положительные качества. Очень часто можно услышать  от родителей – «А мы уже читаем такую и такую серьезные книги». К сожалению, то, что ребенок ее слушает, не означает того, что он ее воспринимает. Главным показателем восприятия книги ребенком является его эмоциональная реакция на нее, желание вернуться к ней вновь.

Рекомендации  «Как правильно выбрать книгу для малыша».

  • Содержание книги должно соответствовать возрасту.
  • Картинки в книге должны быть крупными, яркими, но не навязчивыми. Цвета должны соответствовать действительности.
  • Если Вы выбираете книгу с изображением животных, то желательно, чтобы они не были перегружены человеческими атрибутами (украшениями, одеждой), а были похожи на реальных животных.
  • Изображения в книгах должны быть понятны ребенку, то есть изображать те предметы, события, персонажей, которые его окружают в жизни. Не стоит покупать книги с фантастическими картинками и сюжетом, который ребенку будет сложно воспринять.
  • Для данного возраста в книге важна иллюстрация, а не текст, поэтому его не должно быть много, и он не должен быть сложным.
  • Для формирования у ребенка умения переворачивать страницы  полезно покупать ему книги с картонными, плотными страницами.
  • Так же, способствовать интересу к книгам будет музыкальное сопровождение. Поэтому музыкальные и речевые книги не только будут полезны малышу, но и интересны.
  • Учитывать индивидуальный интерес ребенка. (Рассказы о животных, машинах).
  • Самое главное, чтобы ребенок понимал книгу, она нравилась ему и притягивала его внимание. Тогда она будет выполнять свою развивающую и обучающую функцию.

 - Хочу обратить Ваше внимание, что книги можно не только приобретать в магазине, но и брать в библиотеке. Наш детский сад тесно сотрудничает с передвижной библиотекой и мы предлагаем Вам тоже присоединится к нашему сотрудничеству. Это сэкономит не только Ваше время, но и семейный бюджет и пространство. Очень приятно, что коллектив библиотеки регулярно оказывает нам помощь в подборе необходимой литературы. К нашему заседанию одним из сотрудников библиотеки были разработаны рекомендации по выбору книг в соответствии с возрастом ребенка. (Предложить рекомендации родителям).

- Теперь смело Вы можете отправляться в магазин и библиотеку и подбирать для своих ребятишек нужные, полезные, интересные книги. А о том, как правильно их читать Вам расскажет Виктория Викторовна.

  1. Как правильно читать книги детям. (учитель-логопед)

Прежде чем озвучить правила чтения мне бы хотелось задать вам несколько вопросов:

  • Как часто вы читаете своему ребенку? Есть ли у вас ритуал чтения?
  • Кто обычно читает ребенку?
  • Какую сказку, или какую книжку вы читали своему ребенку в последний раз? Понравилась ли она ему? Чем?
  • Когда вы рассматриваете картинки: во время чтения или после?

(Родители отвечают.)

Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил:

  • Чтение книги ребёнку должно приносить взаимное удовольствие.

Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять - это не принесёт никакой пользы. Также и себя заставлять читать, чтобы выполнить ежедневный план, не стоит. Известно, что  малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при самых положительных настроях и должно приносить максимум удовольствия.  

  • Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки. Не беда, что у вас не очень хорошо получается, главное, для ребенка, что вы читаете вместе с ним— малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться.  Помните - маленькие дети больше реагируют на эмоциональный компонент в чтении.
  • Не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал (на пример на ночь). Ребенок может занять удобную для него позу — чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи.
  • Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
  • Не злоупотребляйте временем! Как правило, читают в среднем – 15-20 минут подряд. Но вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.
  • Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.
  • Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка как с мамой, так и с папой.
  • Прививайте ребенку бережное отношение к книге. Книги должны храниться в определенном месте и  малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, — она «живая», она рассказывает нам много увлекательных историй.

И, помните: у читающих родителей, как правило, читающие дети. Главные враги книг - телевизор, компьютер.

- А сейчас мы бы, хотели, предложит вам, посмотреть, как мы читаем вашим детям.

(Просмотр 3 вариантов чтения: чтение с проговариванием, чтение с рассматриванием иллюстрации, чтение с игрушкой.)

- Вам были предложены 3 варианта чтения ребенку, которые вы можете использовать дома. Что-то вам понравилось? А может, какой-то вариант вы сами используете?

Итак, теперь, надеюсь, ваше чтение дома превратиться в ритуал, станет более эмоциональным, вы сами станете больше читать, а также используете наши предложенные варианты чтения, а может, придумаете свой и поделитесь им с нами.

Домашнее задание – использование дома трех предложенных вариантов чтения: чтение с проговариванием, чтение с рассматриванием иллюстрации, чтение с игрушкой.

  1. Заключительный этап мероприятия.(воспитатели)

Игра «Закончи фразу» - с мячом

- Я читаю книгу своему ребенку, для того (потому)... 

  1. Рефлексия (обратная связь)
  • Чем Вам полезно наше занятие?
  • Что нового Вы для себя узнали?
  • Что бы Вы еще хотели узнать по этой теме, но сегодня не получили необходимой информации?



Предварительный просмотр:

Как правильно выбрать книгу для малыша:

  • Содержание книги должно соответствовать возрасту.
  • Картинки в книге должны быть крупными, яркими, цвета - реальными.
  • Если Вы выбираете книгу с изображением животных, то желательно, чтобы они не были перегружены человеческими атрибутами (украшениями, одеждой), а были похожи на реальных животных.
  • Изображения в книгах должны быть понятны ребенку, то есть изображать те предметы, события, персонажей, которые его окружают в жизни. Не стоит покупать книги с фантастическими картинками и сложным сюжетом.
  • Для данного возраста в книге важна иллюстрация, поэтому текста должно быть не много
  • Для формирования у ребенка умения переворачивать страницы  полезно покупать ему книги с картонными, плотными страницами.
  • Так же, способствовать интересу к книгам будет музыкальное сопровождение. Поэтому музыкальные и речевые книги не только будут полезны малышу, но и интересны.
  • Учитывать индивидуальный интерес ребенка. (Рассказы о животных, машинах).
  • Самое главное, чтобы ребенок понимал книгу, она нравилась ему и притягивала его внимание. Тогда она будет выполнять свою развивающую и обучающую функцию.

Как правильно читать книги детям:

  • Чтение книги ребёнку должно приносить взаимное удовольствие (не стоит заставлять не себя, не ребенка).
  • Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.
  • Не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал (на пример на ночь). Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи, а он мог видеть вашу мимику и артикуляцию.
  • Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают.  Вы можете сделать небольшой обзор иллюстраций в начале чтения, а после чтения рассмотреть еще раз и задать малышу вопросы к ним, чтобы понять, понял ли он, о чем идет речь. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, или прочтите текст еще раз.
  • Следите за временем! Ребенок не очень любит слушать - упрощайте текст, делайте выразительные паузы. Малыш любит слушать - подстраивайтесь под него, но не более 15-20 минут подряд.
  • В конце чтения не забудьте похвалить маленького слушателя.
  • Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.
  • Рекомендуется чтение книг обоими родителями.
  • Прививайте ребенку бережное отношение к книге.  

И, помните: Не стоит заменять живое чтение на модные аудиозаписи, телевизором или компьютером. Для ребенка важно, чтобы сказка или рассказ были рассказаны родным человеком, родным голосом.

«Почитай мне, мама!»

 или как читать ребенку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям детей группы «Сложный дефект» по теме «Величина»

В младшем дошкольном возрасте ребенок получает огромное количество разнообразной информации из окружающего мира.Чтобы познание окружающего мира стало полноценным, ребенок должен научиться обслед...

Рекомендации для родителей детей группы «Сложный дефект» по теме «Мышление»

Анализ мышления у детей разного возраста.Рекомендации для родителей для развития мышления у детей разного возраста.Примеры игр для развития мышления....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С КРУГОМ.

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С КРУГОМ.ЦЕЛЬ: Учить различать форму круга.1. Образовательные задачи: выявлять знания детей о форме «круг», знакомить  с  понятием «круг»; различать форму «круг».2. Ко...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: КРУГ И РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК».

ТЕМА: КРУГ И  РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК».ЦЕЛЬ: учить различать форму круга и его размер. Образовательные  задачи: продолжать формировать  понятия «круглая форма»;выявлять  знани...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: КРУГ И РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК». (обобщение)

ТЕМА: КРУГ И РАЗМЕР. СКАЗКА «КОЛОБОК».(обобщение)ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о форме, его размерах.ЗАДАЧИ: а) образовательные задачи: обобщить знания  детей  о  понятиях « круглая фор...

Сценарий мастер-класса «Практическое занятие с родителями детей с ОВЗ в рамках «Школы для родителей»»

Я хочу представить фрагмент практического занятия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Школы для родителей»....

Практическое занятие для родителей на тему: "Приемы постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста"

В практическом занятии представлен комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков, освещаются приемы работы по постановке свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста, ...