Статья "Рисование - линейная графика"
статья (подготовительная группа)

Кизилова Ирина Александровна

  Реализация педагогической технологии «Рисование - линейная графика» в условиях детского сада, прежде всего, направлена на укрепление и тренировку мышц кисти руки, развитие творческого потенциала и психофизиологических возможностей ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

"Рисование - линейная графика"

     «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет» 
Реализация педагогической технологии 
«Рисование - линейная графика» в условиях детского сада, прежде всего, направлена на укрепление и тренировку мышц кисти руки, развитие творческого потенциала и психофизиологических возможностей ребенка. Занятия по технологии «Рисование – линейная графика» являются дополнительными и не входят в основную программу детского сада. Они могут проводиться в свободное время - на дополнительных занятиях. Помимо этого педагог может использовать элементы занятий по рисованию – линейной графике на своих занятиях. В процессе занятий, формируются навыки графических движений; развитие произвольных движений; происходит овладение различными приемами рисования графическими материалами; использование в процессе рисования выразительных возможностей графических средств: точки, штриха и линии, их трансформации в шрифтовые и орнаментальные композиции; развиваются способности выделять форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта;  совершенствуются механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения на занятиях по рисованию - линейной графике, большое значение уделяется развитию композиционных навыков.

       Дети учатся составлять простые композиции, в соответствии с полученными знаниями о центре, симметрии, асимметрии.

На занятиях дети рисуют предметы разных категорий: животных, людей, сказочных персонажей, деревья, фрукты, ягоды, цветы, хлебобулочные изделия, посуду, транспорт, постройки, предметы быта. Прежде чем освоить буквенное письмо, человечество прошло долгий путь пиктографии – полуписьма, полурисования, и этот этап был необычайно важным в развитии человечества, ибо в нём были сделаны попытки передачи на отдельного предмета или явления, а целого действия. Изображение событий принимали зримую форму и по графике приближались к схемам, выражающим главный смысл явления.

        Само слово «графика» происходит от греческого «графо» - пишу, этот вид изобразительной деятельности предполагает рисование линией, штрихами, и во многом похож на письмо. С древнейших времен люди использовали графические приёмы для передачи информации об окружающем мире. За каждой линией древних изображений скрываются представления – символы, раскрывающие осмысление предками законов мироздания. Каждый вид линии в композициях ассоциировался с определёнными природными явлениями и часто передавал многозначные понятия. Период полурисования, полуписьма был необычайно важным в развитии изобразительной деятельности человека. Исследуя особенности развития детского рисунка от хаотических каракулей и «направленных линий – макарон», головоломок и схематических рисунков до правдоподобных и «правильных» с точки зрения взрослого человека изображений, можно сказать, что ребёнок в какой – мере повторяет путь человечества, каждый этап деятельности для него столь же значим, как тот или иной исторический период для общества в целом. Упрощенное схематическое рисование, способное передавать не только видимые формы предмета или явления, но и зафиксировать на плоскости происходящий во времени тот или иной процесс, как нельзя лучше подходит   для целенаправленных занятий изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста на этапе их подготовки к освоению грамоты. Такое рисование очень напоминает игру. У каждой игры есть свои правила, которые участники должны соблюдать. Изобразительная деятельность не является исключением. Одним из условий успешности проведения занятий по линейной графике является полное принятие педагогом примитивно – схематического стиля рисования детей и понимания его эстетической ценности. Рисунки детей становятся более сложными по сюжетам, разнообразными по формальным приёмам. После того, как дети научатся передавать свои впечатления, чувства и мысли в рисунках, им будет легче осмыслить образы букв и выраженные буквами слова, предложения и литературный текст. За словами будут стоять образы явлений, предметов, людей и животных. Слова будут наполнены смыслом, а рука сможет этот смысл воспроизвести условными знаками – буквами на плоскости листа.

       В результате целенаправленного и систематического обучения на занятиях по рисованию – линейной графики ребёнок научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом.

        Он будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.

        Важным средством в подготовке ребёнка к обучению грамоте является работа с родителями, предусматривающая помимо выполнения домашних заданий, совместные прогулки на природе, выходы в музей и на выставки, разучивание стихов и песен, организацию выставок творческих работ детей, участие в праздниках, конкурсах, викторинах и т.д.

        Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается понимание, что связано с их педагогической грамотностью и оказанием помощи в педагогическом процессе.

        Проводя диагностику в начале и конце года, можно увидеть положительный результат программы. Если в начале года графические навыки  у детей были на низком уровне, то уже к концу года уровень гораздо повысится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию - линейной графике : "Сказка "Город Линий"

Конспект занятияпо рисованию  (линейная графика)Сказка « Город линий»....

Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"

Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, ...

Рисование - линейная графика (материал взят на основе учебно- методического пособия ННГСАУ 2010 авторы Филипова Л.В. и Шуваева Н.Ю.)

                       Влияние занятий по рисованию-линейной графике на психофизиологическое развитие детей Содержание работы по...

презентация "Здоровьесберегающая технология "Рисование - линейная графика" в формировании у детей 6 лет готовности к школе"

Данная презентация  - ознакомление с педтехнологией, ее особенностями. В работе  с детьми используются различные материалы, формы, интеграция различных областей....

Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)

Педагогический опыт работы   На тему: «Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)»...

Конспект занятия по линейной графике с детьми подготовительной группы. Тема: «Космические карты»

В данном конспекте представлена линейная графика с использованием цветного песка, цель занятия:  создание художественного образа космического пространства средствами линейной графики....

Использование линейной графики

Познание окружающего мира ведет к развитию отдельной личности и об­щества в целом. В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их....