Рисование - линейная графика (материал взят на основе учебно- методического пособия ННГСАУ 2010 авторы Филипова Л.В. и Шуваева Н.Ю.)
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Орлова Любовь Константиновна

                         Влияние занятий по рисованию-линейной графике

на психофизиологическое развитие детей 

Содержание работы по линейной графике

Влияние на психофизиологические аспекты развитие

1

2

Тактильное обследование рельефной линии сгиба, воспроизведение линии в движении

Развитие тактильно-моторных координаций.

Формирование чувственного образа линий

Рисование прямых горизонтальных линий с опорой на линию сгиба

Развитие умения ориентироваться на листе, знакомство с понятием «горизонталь», развитие навыка подчинять движение соизмерению отрезков по длине, развитие произвольной регуляции движений слева-направо и справа-налево. Развитие тактильно-моторных координаций

Рисование прямых вертикальных линий с опорой на линию сгиба

Развитие умения ориентироваться на листе, знакомство с понятием «вертикаль», развитие навыка подчинять движение соизмерению отрезков по длине, развитие произвольной регуляции движений снизу-вверх и сверху-вниз. Развитие тактильно-моторных координаций

Рисование прямых наклонных линий

Развитие умения ориентироваться на листе; знакомство с понятием «диагональ»; развитие навыка подчинять движение соизмерению отрезков по длине; развитие произвольной регуляции движений; развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения

Рисование волнистых линий

Развитие навыка ритмичного повторения однородных движений, умения произвольно ускорять и замедлять темп движения; развитие навыка удерживать направление движения. Развитие тактильно-моторных координаций. развитие навыков циклических движений

Рисование ломанных линий

Развитие навыка ритмичного повторения однородных движений, умения произвольно ускорять и замедлять темп движения; развитие навыка удерживать направление движения. Развитие зрительно-моторных координаций, умение изменять направление движения под углом

Рисование спиралевидных линий; спиралевидных линий со смещенным центром витков спирали

Развитие навыка ритмичного повторения однородных движений с увеличением амплитуды движения. Развитие зрительно-моторных координаций

Рисование линий расходящихся из одной точки

Развитие умение видеть угол наклона, развитие глазомера, развитие произвольности движений, умение прекратить движение в нужной точке

Рисование линий сходящихся в одну точку

Развитие умение видеть угол наклона, развитие глазомера, развитие произвольности движений, реализация пространственного фактора развития, развитие умения предвидеть результат

Движение пальцами по линиям лабиринта, графическое отображение линий, огибание точек

Развитие умения ориентироваться на листе; развитие моторной координации и произвольной регуляции; развитие умения произвольно изменять направление движения под углом

Рисование двумя руками

Развитие периферического зрения, развитие произвольных движений одновременно двумя руками (бимануальная манипуляция). Развитие межполушарного взаимодействия

Рисование декоративного геометрического орнамента.

Развитие глазомера, чувства симметрии, умение выделять центр композиции, формирование навыка ритмичного повторения однородных движений

Развитие навыков деления листа бумаги на клетки и секторы складыванием для получения центрально - лучевой и осевой симметрии с несколькими осями симметрии (от двух до восьми).

 Развитие глазомера, чувства симметрии

Коллективное рисование.

Развитие умения последовательно планировать свою деятельность

Ассоциативное рисование с использованием различных видов линий.

Развитие логических операций, развитие ассоциативности восприятия, развитие навыка передачи образа с помощью линий.

Рисование с закрытыми глазами

Развитие кинестетической основы движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_-lineynaya_grafika.pptx135.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целевые ориентиры и специфика педагогической технологии «Рисование - линейная графика». В рамках современных реалий, подразумевающих все более возрастающие требования к организации воспитания и обучения в детских дошкольных и школьных учреждениях, психологи и педагоги все чаще обращают внимание на необходимость поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на формирование школьно-значимых функций.

Слайд 2

При всем многообразии форм и методов решения данной проблемы, ученые отмечают, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста особенно большим потенциалом обладает изобразительная деятельность, в процессе которой ребенок невербально учится выражать свое внутреннее состояние, создавать творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире, где через творчество «происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от национально-регионального к мировому».

Слайд 3

Каждый вид искусства имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Графика - это одно из самых популярных изобразительных искусств. С инструментами и приемами графики сталкивается каждый человек - в школе, на работе или во время отдыха. Кто не держал в руке карандаш, не рисовал профилей или домиков, из труб которых вьется дымок?

Слайд 4

Понятие «линейная графика» объединяет в себе характеристики присущие графике как искусству рисования графическими материалами и представления о различных видах линий, а также отображение с помощью них предметов и явлений окружающего мира.

Слайд 5

Существует множество причин, затрудняющих обучение ребенка грамоте, однако неразвитость абстрактно-логического (абстрактно-символического) мышления, несформированность графических навыков, а также физиологический гипотонус (слабость) или гипертонус (перенапряжение) мышц кисти руки, являются, пожалуй, определяющими.

Слайд 6

целью педагогической технологии «Рисование - линейная графика» является развитие у детей психомоторных связей «рука-мозг-рука» на базе развития тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма оптимального двигательного стереотипа, а также интеллектуальное развитие ребенка через активизацию чувственного конкретно-образного мышления и формирование понятийного абстрактно-логического мышления.

Слайд 7

В данном учебном пособии предложена система занятий, нацеленная на поэтапное поступательное развитие способностей детей к восприятию и образному осмыслению окружающего мира, к словесному и графическому отражению действительности в художественных образах специфическими средствами искусства, а также на формирование графических навыков в процессе работы с разнообразными художественно-изобразительными материалами.

Слайд 8

Изобразительное искусство вооружает ребенка такими выразительными средствами как форморисование (рисование на основе геометрических форм) и линейная графика, освоив которые, он органично переходит к осмысленному использованию знаковой системы - письменности.

Слайд 9

этом ребенок не осознает всей важности поставленной перед ним задачи, художественная деятельность для него близка, доступна и понятна, она своеобразная игра, помогающая в графическом образе передать свое виденье мира. Действительно, по своей природе рисование схоже с игрой, где художник выступает сразу в нескольких ипостасях: как сценарист, режиссер, актер... Сам придумал, сам нарисовал, сам проиграл.

Слайд 10

Помимо освоения средств линейной графики программой предусмотрено знакомство с основными законами композиции и пространственными ориентирами: ориентация на листе, работа не только с плоскостью, но и с рельефными композициями и с объемом.

Слайд 11

Законы симметрии, асимметрии; вертикальность и горизонтальность направлений; волнообразная природа многих явлений, - все это постигается детьми опытным путем через действия с предметами; выстраиваются ассоциации, логические ряды сравнений, осуществляются поиски адекватных предмету или явлению изобразительных средств.

Слайд 12

Задачи телесного развития на занятиях по реализации технологии «Рисование - линейная графика» решаются в совокупности с другими задачами целостного развития ребенка. в процессе занятий, формируются навыки графических движений; развитие произвольных движений; происходит овладение различными приемами рисования графическими материалами; использование в процессе рисования выразительных возможностей графических средств: точки, штриха и линии, их трансформации в шрифтовые и орнаментальные композиции; развиваются способности выделять форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта; совершенствуются механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения.

Слайд 13

когнитивному развитию. На занятиях по рисованию - линейной графике, большое значение уделяется развитию композиционных навыков. Дети учатся составлять простые композиции, в соответствии с полученными знаниями о центре, симметрии, асимметрии. На занятиях дети рисуют предметы разных категорий (животные, люди, сказочные персонажи, деревья, фрукты, ягоды, цветы, хлебобулочные изделия, посуду, транспорт, постройки, предметы быта и т.д.); знакомятся с декоративно-прикладным искусством, орнаментальными композициями, абстрактными символами (пиктограммами, буквами); учатся сложению листа для получения опорных линий сгиба, а так же учатся ориентироваться по клеткам, опираясь на полученные линии сгиба. Все это не только обогащает опыт ребенка, но и развивает его образное мышление.

Слайд 14

развитие социально-эмоциональной сферы побуждают ребенка делать самостоятельный выбор, учат помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда. В процессе коллективной деятельности у детей формируются предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков, развивается умение последовательно планировать свою деятельность, что в свою очередь способствует накоплению ребенком социального и когнитивного опыта.

Слайд 15

Организация занятий по рисованию - линейной графике. Реализация педагогической технологии «Рисование - линейная графика» в условиях детского сада, прежде всего, направлена на укрепление и тренировку мышц кисти руки, развитие творческого потенциала и психофизиологических возможностей ребенка.

Слайд 16

Занятия по технологии «Рисование – линейная графика» являются дополнительными и не входят в основную программу детского сада. Они могут проводиться в свободное время - на дополнительных занятиях . Помимо этого педагог может использовать элементы занятий по рисованию – линейной графике на своих занятиях.

Слайд 17

В пособие разработано 36 основных и 10 дополнительных занятий. При организации работы по данной технологии занятия проводятся с октября по май, 2 раз в неделю. Дополнительные задания даются в качестве закрепления полученных на основных занятиях знаний и не являются обязательными. Педагог вправе использовать их в качестве тренировочных заданий или заданий на дом.

Слайд 18

В октябре проводятся диагностические занятия, направленные на определение уровня развития детей, выявляются их индивидуальные особенности, а так же проблемы, затрудняющие успешное развитие и обучение ребенка. (см. табл. ). Также диагностические занятия проводятся в апреле, для выявления уровня сформированности линейно-графических навыков и абстрактно – логического мышления (см. табл. ).

Слайд 19

Прогнозируемые трудности при реализации педагогической технологии «Рисование - линейная графика». В процессе реализации педагогической технологии «Рисование - линейная графика» могут возникнуть определенные трудности. • Разный уровень развития детей в группе.

Слайд 20

Количество детей в классе. Для достижения наилучших результатов в процессе освоения программы рекомендуется разделить детей на подгруппы, в которых будет не более 15 детей.

Слайд 21

. Учет региональных особенностей при реализации программы Учитывая национальные особенности, принадлежность детей и их родителей к различным религиозным концессиям, необходимо корректировать предметное и сюжетное наполнение занятий по рисованию - линейной графике,

Слайд 22

. Предполагаемые результаты. К концу года у ребенка должны быть развиты: • Механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения. Об этом будут свидетельствовать умения: выделять форму, цвет, размер геометрических фигур; проводить сравнительный анализ объекта изображения с основными сенсорными эталонами и воспроизводить объект графически на бумаге, умение воспроизводить различные линии без показа педагога, а также составлять из этих линий графические и орнаментальные композиции, умение вписывать и описывать различные геометрические формы, соблюдая одинаковый интервал между фигурами.

Слайд 23

• Сенсомоторные координации, чувство симметрии. Об этом будут свидетельствовать умения выполнять тонкие дифференцированные движения; использовать изобразительные свойства графических материалов; рисовать двумя руками и одной рукой симметричные формы и предметы; закрашивать с помощью штриховки объект изображения, не выходя за его границы и соблюдая определенный наклон, а также сформированность представлений о симметрии в процессе дорисовывание левой или правой стороны объекта изображения, или самостоятельного рисования симметричного предмета.

Слайд 24

• Зрительно-пространственные ориентации в микропространстве , глазомер. Об этом будут свидетельствовать умения составлять композиции в процессе предметного сюжетного и декоративного рисования; рисовать орнаментальные композиции, соблюдая очередность чередования элементов орнамента и соизмеряя их по форме, цвету и размеру; развитость глазомера в процессе ориентирования по клеткам и опорным линиям; умение составлять декоративные композиции ( четырехчастные , восьмичастные и шестнадчатичастные композиции).

Слайд 25

• Способности к воображению, творческие способности. Об этом будут свидетельствовать умения творчески преобразовывать образец; рисовать без опоры на образец педагога, по творческому замыслу; вносить творческие элементы в рисунок, самостоятельно придумывать абстрактные символы и с их помощью записывать информацию.

Слайд 26

А также к концу года у детей должны быть сформированы следующие навыки: - владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали; создавать орнаментальные бордюрно-меандровые композиции, приближенные по стилистике к письменности (прописным буквам); изображать простые пиктографические символы и элементы печатных и письменных букв; рисовать печатные буквы, составлять из букв простые слова; - понимать, что информацию можно передать с помощью рисунка, пиктограммы, знаково-символической записи;

Слайд 27

Прогнозируемые трудности индивидуально-личностного развития детей • Педагог нередко сталкивается с трудностями, связанными с недостаточным различием у ребенка произвольного внимания, пространственного мышления. Такому ребенку сложно выделять центр композиции, точно масштабировать изображения с доски или образца на рабочую поверхность листа, соотносить предметы по их величине и форме, воспроизводить по памяти образец, соблюдать чередование фрагментов в орнаментальных композициях и т.д.

Слайд 28

• При слабом развитии мышц кисти руки (повышенное напряжение мышц кисти или, наоборот, слабость кисти руки в процессе рисования) и дискоординации (несогласованности) движений рук могут возникнуть затруднения при рисовании твердыми графическими материалами (карандаш, гелиевая ручка, фломастеры); трудности при регулировании силы нажима на графические материалы, а также в процессе произвольного изменения размаха движения при штриховке, произвольном замедлении или ускорении темпа движения, при выработке навыка прекращения движения в нужной точке.

Слайд 29

• При низком уровне развития глазодвигательных координаций часто возникают затруднения при зрительном обследовании предмета, возможны искажения в восприятии его формы, объема, размера. • При низком уровне развития тактильно-двигательных координаций ребенок не может полноценно воспринимать предмет при его тактильном обследовании и передавать его фактуру в рисунке.

Слайд 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребенок - это особая планета, особый, постоянно изменяющийся, склонный к самоусовершенствованию мир. Мир, в котором познание является важнейшим фактором его развития и адаптации к окружающей среде. Поэтому от каждого, кто предлагает ту или иную систему обучения детей требуется максимальное понимание цели и задач, им преследуемых, и насколько они соответствуют возможностям и потребностям данного возраста. В программе сделана попытка комплексного подхода к организации и проведению процесса подготовки к школе, привести в гармоничное равновесие психомоторное, художественно-образное и интеллектуальное развитие ребенка, когда накопление знаний, формирование умений и навыков идет в непрерывной связи с приобщением детей к морально-нравственным ценностям, в процессе активной, доступной для данного возраста, деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию - линейной графике : "Сказка "Город Линий"

Конспект занятияпо рисованию  (линейная графика)Сказка « Город линий»....

Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"

Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, ...

презентация "Здоровьесберегающая технология "Рисование - линейная графика" в формировании у детей 6 лет готовности к школе"

Данная презентация  - ознакомление с педтехнологией, ее особенностями. В работе  с детьми используются различные материалы, формы, интеграция различных областей....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Буклет для родителей "Роль художественно-творческой деятельности «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму"

Основной целью работы является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, подготовка детей к письму, т.е. по возможности развитие ...

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...

Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика»

Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.  1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спор...


 

Комментарии

Ростова Наталья Сергеевна

Отличная статья, Любовь Константиновна.