Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ловцова Нина Алексеевна

Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.  1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спортивном зале, на музыкальных занятиях – в выразительных движениях), затем на мольбертах, магнитной доске в свободной деятельности, и далее переносятся на листы при выполнении графических композиций.   2. На занятиях особое внимание уделяется конструированию из бумаги (складывание листа в разных направлениях способствует не только развитию мелкой мускулатуры кисти рук, но и помогают сформировать у детей представление о плоскости, рельефе, форме). Полученные при сложении линии используются детьми, как ориентиры при создании будущей композиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lineyno-grafich.navyki.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой
«Рисование – линейная графика»

Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.  1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спортивном зале, на музыкальных занятиях – в выразительных движениях), затем на мольбертах, магнитной доске в свободной деятельности, и далее переносятся на листы при выполнении графических композиций.   2. На занятиях особое внимание уделяется конструированию из бумаги (складывание листа в разных направлениях способствует не только развитию мелкой мускулатуры кисти рук, но и помогают сформировать у детей представление о плоскости, рельефе, форме). Полученные при сложении линии используются детьми, как ориентиры при создании будущей композиции. 3. Дети знакомятся с разными видами линий, которые являются основным выразительным средством в данной технологии (прямыми, волнистыми, дугообразными, ломаными, спиралевидными). Дети осваивают движения, подготавливающие кисть руки к письму и статистическим нагрузкам. 4.После складывания листа выполняются следующие операции: -проводятся линии по линиям сгиба (для ребенка важно правильно держать пишущий инструмент (карандаш, ручку, фломастер), чтобы оставить ровный, четкий след, проследить за движением глазами) ; - выполняется линейно –графическое рисование Когда дети научатся ориентироваться на листе по опорным линиям, находить нужную клетку можно переходить к следующему направлению «Ориентации в микропространстве листа». 

На занятиях направления «Ориентация в микропространстве листа» начинается само рисование по линиям, образовавшимся клеточкам. 1. Дети складывают лист в разных направлениях для получения опорных линий (складывают на 2,4,8,16,32,64 части). 2. Выделяют форму, местоположение различных элементов изображаемого объекта. 3. По словесной инструкции педагога дети выполняют разные виды линий, ориентируясь на линии сгиба, полученные клеточки. Здесь детям нужно сосредоточиться, изобразить предмет, вписать в клеточки (сначала по образцу взрослого, потом самостоятельно). В результате у детей развивается внимание, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, дети упражняются в счете и отсчитывании нужного количества клеточек, знакомятся с понятием центр, сектор). Изображение получается у всех детей, но у всех по - разному, а, значит, нервная система ребенка остается спокойной. Направление технологии – зеркальное симметричное рисование направлено на формирование межполушарной интеграции. У детей формируется понятие о симметриии и асимметрии. При знакомстве с этими понятиями используется авторское стихотворение Н.Ю.Шуваевой «Две руки», которое раскрывает важность и правой и левой руки для человека. Закреплять понятие симметрии можно через дидактическую игру «Найди пару», задания в тетради «Половинки листьев», где нужно дорисовать половину листа сначала правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно. Далее дети рисуют сюжетные рисунки двумя руками одновременно. При этом лист для рисования фиксируется на столе, чтобы он не двигался при рисовании.

Направление «Знакомство с ритмичными орнаментально-графическими композициями» позволяет непосредственно включать детей в сложную деятельность – графический орнамент, тем самым у детей развивается способность выполнять серию последовательных, ритмично связанных движений. Дети знакомятся с понятием орнамент, видами орнаментальных композиций (линейными, геометрическими, цветочными, пиктографическими). Воспитатель обращает внимание детей на образцы одежды с нарисованными на них различными декоративными орнаментами, анализируют из каких элементов они состоят, а затем дети самостоятельно украшают орнаментом шаблоны предметов одежды. Дети получают знания о понятии раппорт - базовый элемент орнамента, повторяющийся многократно. Для закрепления данного понятия можно использовать упражнение «Дорисуй», где детям нужно дорисовать пропущенный элемент раппорта. Завершающее направление работы – формирование абстрактно-логических представлений. В данном направлении дети знакомятся с символами и замещают ими реальные объекты, предметное изображение заменяют орнаментальным, знаковым. У детей формируются представления о пиктографии, истории ее зарождения, выясняется ее место в современном мире, происходит знакомство с видами пиктографических символов (природные, антропоморфные и зооморфные), с понятием один и множество, с наложенными пиктограммами. Дети учатся «кодировать и декодировать информацию, переносить ее на бумагу. Они получают возможность через абстрактные знаки воспроизводить окружающую действительность, начинают воспринимать основы письменности, как средство познания окружающего мира, передачи информации о нем. Дети узнают, что все буквы алфавита, когда- то тоже были изображениями конкретных предметов и явлений. Детям предлагаются задания в рабочей тетради «Что такое пиктограмма?», где они знакомятся с разными эмоциональными состояниями человека, формируется умение передавать в рисунке эмоциональное состояние с помощью позы, на основе символов дети составляют рассказы, передают события, протяженные во времени, схематическим рисунком и пиктограммой, учатся читать символы, восстанавливать последовательность рассказа, дополняя его пропущенными пиктограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»

В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми  на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...

«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»

                                    Игровое упражнение № 1 «Квадрат»Цели:Учить создавать фи...

Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий

Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...