Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
консультация

Лукьянова Лилия Александровна

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец. 
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки. 
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость. 
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
  3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
  4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое насилие в семье

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Информация о психологическом насилии...

домашнее психологическое насилие

Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи...

Родителям – о психологическом насилии над ребенком

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у не...

Основные виды эмоционального и психологического насилия над детьми

Угрозы, запугивание, шантаж. Угроза отобрать или выкинуть любимую игрушку, запугивание предстоящим наказанием — все это психологическое насилие. Подвергаясь подобному давлению, ребенок теря...

Семинар для педагогов 1 июня в День защиты детей Тема: «Эмоциональное и психологическое насилие».

Семинар для педагогов 1 июня в День защиты детей   Тема: «Эмоциональное и психологическое насилие»....