Психологическое насилие в семье
консультация (младшая группа) по теме

Сидорова Ольга Валентиновна

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическому насилию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasilie_v_seme.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №26»

Консультация для педагогов

 «Психологическое насилие в семье»

подготовила

 воспитатель младшей группы №2

Сидорова Ольга Валентиновна

г. Вологда, 2013г.

Психическое насилие - наиболее распространенная форма жестокого обращения с детьми, однако определение этой формы насилия, выделение ее в качестве самостоятельного вида жестокого обращения при наличии других форм насилия (физического или сексуального) представляет значительные сложности. Психическое насилие не следует рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Т.Я. Сафонова дает следующее определение психического насилия «Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию».

Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни»; а под психологическим насилием — «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей».

Столь же сложно отграничить психическое насилие от пренебрежения основными потребностями ребенка, которое включает эмоциональное отвержение. О пренебрежении основными потребностями ребенка следует говорить в тех случаях, когда родители бездействуют, не оказывают ребенку необходимой эмоциональной поддержки, не уделяют должного внимания его психическому развитию, но поступают так по неосторожности и не стремятся причинить вред психическом развитию ребенка. Психическое насилие всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является причинение ребенку душевных страданий.

Психическим (эмоциональным насилием) являются:

  • эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка;
  • высказывание в его адрес угроз;
  • демонстрация негативного отношения или отвержение.

Основными отдаленными последствиями психического насилия являются выраженная задержка интеллектуального развития, нарушение привязанностей ребенка. Это ограничивает его возможности устанавливать эмоционально близкие отношения и искажает социализацию. Многие дети, которые в раннем возрасте подвергались психическому насилию, в дальнейшем становятся жертвам других форм жестокого обращения. Одной из причин подобного развития детско-родительских отношений является отсутствие привязанности родителей к ребенку. Длительность последствий психического или эмоционального насилия над детьми имеет особое значение, поскольку лежит в основе процесса «социального наследования» насилия. Из детей, пострадавших

от этой формы жестокого обращения, как правило, вырастают неэффективные родители, которые жестоко обращаются с собственными детьми или пренебрегают их основными потребностями. Широкая распространенность психического насилия, либеральное отношение ко многим его проявлениям в обществе затрудняют выявление неблагополучных семей и пострадавших детей, а также своевременное оказание им необходимой помощи.

Психическое (эмоциональное) насилие приводит к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Наиболее существенный вред психическое насилие причиняет эмоциональному развитию ребенка. В связи с этим для диагностики психического насилия необходимо знать основные этапы нормативного эмоционального развития ребенка.

Эмоциональное развитие здорового ребенка определяется окружающими, прежде всего, родителями и воспитателями. Процесс эмоционального развития начинается с первых дней жизни ребенка, благодаря заботе окружающих, демонстрации ими привязанности и любви. Последствия психического насилия в значительной мере определяются возрастом ребенка, на котором он подвергся неблагоприятному воздействию. Психическое насилие в наибольшей мере нарушает те психические функции, которые развиваются в период его воздействия. В то же время необходимо учитывать, что ребенок в процессе развития не является пассивным объектом, адаптирующимся к воздействию окружающих, будь то родители, воспитатели или сверстники. Он сам активно влияет на свое окружение.

Наблюдение за ребенком позволяет выявить особенности внешнего вида и поведения, характерные для детей, подвергающихся психическому насилию.

К особенностям внешнего вида можно отнести признаки задержки физического развития, признаки плохого ухода и недостаточного внимания со стороны родителей:

  • санитарная запущенность;
  • грязная или порванная одежда;
  • одежда, не соответствующая сезону;
  • низкая масса тела;
  • наличие следов от случайных повреждений, полученных вследствие недосмотра родителей.

К особенностям поведения детей, перенесших психическое насилие, относятся:

  • отставание в психическом развитии;
  • сниженный фон настроения;
  • тревожность;
  • замкнутость, чрезмерный страх при общении с незнакомыми взрослыми или наоборот чрезмерная доверчивость;
  • неразборчивая привязанность;
  • неумение взаимодействовать с другими детьми;
  • отсутствие привязанности к родителям.

При психическом насилии отношение родителей к детям характеризуется следующими особенностями:

  •  Постоянная негативная оценка ребенка, которая выражается вербально и невербально (родители характеризуют ребенка только отрицательно, не замечают его успехов и достоинств; родители являются сторонниками жесткой дисциплины и постоянно контролируют ребенка).
  • Используемые методы воспитания ведут к формированию небезопасной привязанности (родители проявляют эмоционально теплое отношение к ребенку, оказывают ему поддержку только при выполнении определенных условий; требования родителей несогласованны или непредсказуемы).
  • Предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, в том числе предоставление ребенку чрезмерной самостоятельности, отказ от оказания ему помощи и поддержки при наказании за ошибки и неудачи.
  • Безразличие или эмоциональное отвержение.
  • Отказ признавать право ребенка на собственное мнение, частную жизнь, нарушение психологических границ ребенка.

Трудности, возникающие при выявлении психического насилия:

Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом меры для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время.

Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая дает основания для привлечения родителей к уголовной ответственности.

В связи с этим, перед обращением для защиты ребенка в органы опеки и попечительства, милицию, прокуратуру или суд необходимо провести тщательное психологическое обследование ребенка, чтобы конкретизировать вред, причиненный ему действиями родителей. При описании этого вреда особое внимание должно быть уделено таким последствиям психического насилия, как задержка психического развития ребенка, эмоциональные и поведенческие нарушения. Если до рассмотрения дела в суде ребенок был изъят из семьи, целесообразно показать, как изменилось его состояние после прекращения психотравмирующего воздействия и помещения в благоприятную обстановку. Положительная динамика в состоянии ребенка будет свидетельствовать о том, что имевшиеся нарушения были связаны с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей.

Используемая литература: 

Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям. Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001.

Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Информация о психологическом насилии...

домашнее психологическое насилие

Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи...

Психологическое насилие над детьми в семье.

Психологическое насилие над детьми в семье  Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы,...

Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора

Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора...

Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка на...

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье»....