«Рекомендации по развитию правильных речевых навыков»
консультация (старшая группа)

Кирьянова Ирина Николаевна

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_pravilnyh_rechevyh_navykov.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Рекомендации по развитию правильных речевых навыков»

  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

  Любая задержка  и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте ( чтению и письму ), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе именно роль родителей в речевом развитии ребёнка значима; все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

  Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1.        Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка.

2.        Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией специалистов.

3.        Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте ( освоению навыков чтения и письма) так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

4.        Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранного языка в жизнь ребёнка, если у него проблемы с родным языком или речь находиться в стадии формирования. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.

Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.

  Артикуляция (артикуляционные упражнения, как вводить и разучивать их).

  По выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень фонематического слуха у своего ребёнка и т. д.)

  Познакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

  «Играем на кухне».

  Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  «Помогаю маме» - большее время проводите на кухне. Ребёнок кружиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальчики.

  «Волшебные палочки» - счётные палочки или спички.

(геометрические фигуры, предметы, круги, овалы, трапеции и др.)

    На кухне. Игры на обогащение словаря.

  «Давай искать на кухне слова».

  - Какие слова можно вынуть из борща? (прилагательные: вкусный, горячий, ароматный и т.д.; существительные – название овощей.

  - Какие слова можно вынуть из винегрета? (из чего сделан).

    -Кухонный шкаф ( посуда) и др.

  «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает.

Ворона каркает, а воробей (чирикает).

Сова летает, а заяц (бегает, прыгает).

У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т. д.

            Развитие грамматического строя речи.

  «Приготовим сок».

  Из яблок сок – яблочный; из груш – грушевый; из слив – сливовый; из вишни – вишнёвый; из моркови – морковный; из лимона – лимонный; из апельсина – апельсиновый и т. д.

  А теперь наоборот: морковный – из моркови, ананасовый – из ананаса и т. д.

  «Упрямые слова».

  Есть такие слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, метро…)

  Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто, я гуляю в пальто, у Маши красивое пальто.

  Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова.

                           Мелкая моторика.

  Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек узоры.

  Можно сделать вместе с ребёнком панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укреплять их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

          По дороге в детский сад и из детского сада.

  «Я заметил». Кто самый внимательный.

  Называть предметы мимо, которых проходите и обязательно указывать какие они.

  Почтовый ящик – он синий; я заметил кошку – она пушистая.

  «Волшебные очки».

   Представьте, что есть волшебные очки у вас. Когда их надеваешь, то всё становится красивым (зелёным, синим и т. д.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало: красные сапоги, красный мяч, красное ведро и т. д.

                   Слоговая структура слов.

  «Перепутанница».

  Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. Но не заметили, как перепутались. Помоги распутаться.

  Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги).

                    Игры с мячом (услышать звук).

  Произносить различные слова (звук выделять голосом, например, «лиссса»).

        Исправление нарушений звукопроизношения.

  Проводится поэтапно. Поскольку новый навык отрабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего этапа.

  Подготовительный этап.

  Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звука.

  Артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений для данного звука. Когда ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искаженного, можно переходить к следующему этапу.

  Постановка звука.

  Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

  І способ – по подражанию;

  ІІ способ – с механической помощью ( шпатель, палец );

  ІІІ способ – смешанный – использовать все возможные способы.

  Автоматизация.

  Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

  Введение поставленного звука в слоги, слова, предложения ( потешки, стихи, рассказы и с самостоятельную речь ребёнка).

  Дифференциация.

  Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков...

Рекомендации педагогам по развитию правильных речевых навыков у ребенка

особую важность необходимо придать созданию условий для формирования эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе....

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ...

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

Рекомендации учителя-логопеда по развитию правильных речевых навыков. Данная презентация и памятка была представлена мной родителям на общем собрании "Актуальные вопросы речевого развития детей д...

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

Рекомендации родителям по развитию правельных речевых навыков...

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников с задержкой речевого развития

 Для упешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса образования детей в дтском саду и закрепления полученных...

Рекомендации по развитию правильных речевых навыков .

Чтобы ребенок умел слышать учителя,обращайте внимание на то,как он понимает ваши словесные инструкции и требования....