РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья

Попова Полина Геннадьевна

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Период от 1 до 3 лет особенно благоприятный для освоения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razv_rechi_u_detey_rannego_vozrasta.docx363.89 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Период от 1 до 3 лет особенно благоприятный для освоения речи.

С первых проявлений речи, именуемых гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребенка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) — плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребенком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.

Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребенком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, четко все, что привлекает внимание ребенка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! и т.д. Можно петь ребенку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья! т.д.).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребенка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.

В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счетов и нанизанные на нитку.

В это же время, развивая у ребенка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку!, Дай кису!, Садись! и т.д.

Когда ребенок произнесет первое слово (примерно в десять-двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребенка.

Игру с ребенком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка». Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребенка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребенка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет еще больше, если в это время он услышит слова песенки «Солнышко-ведрышко».

Читая потешки («Курочка - рябушечка», «Кисонька - мурысенька» и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным. Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки; разучивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

Выполнила студентка 4 курса, группы «521211»

Попова П.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по формированию правильной речи

В статье даны рекомендации для формирования речи ребенка раннего возраста....

Рекомендации родителям по формированию правильной речи.

Рекомендации родителям по формированию правильной речи....

Формирование правильного произношения у детей раннего возраста.

Чем раньше обратим внимание на речь наших детей, тем больше возможностей скорректировать ее в дальнейшем....

Рекомендации родителям по формированию правильной речи

С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушив...

Рекомендации родителям по формированию правильной речи.

Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапах коррекционного обучения, так или иначе, сочетается с формированием грамматического строя речи....

Консультация для родителей: "Кинезиологические игры и упражнения, способствующие формированию правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

развитие речи детей через развитие обоих полушарий при помощи кинезиологических игр и упражнений...