Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР
консультация (старшая группа)

Абужарова Валентина Вячеславовна

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР 

Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.

Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.

Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развитияпамяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического)запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.

Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильныетренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Технологическая карта к тактильным тренажерам

«Удивительные времена года»

Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры

Область «Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»

Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,

дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров

(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.

2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.

3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.

4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.

5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:

«Назови признаки времен года»

«Угадай на ощупь»

«Живое и неживое»

«Парные картинки»

«Четвертый лишний»

«Что сначала, что потом»

«Когда это бывает»

«Загадаем, отгадаем»

«Что из чего»

«Легкий -тяжелый»

«Один-много»

Составление рассказов по сенсорно-графической схеме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)

Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.

Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.

Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развитияпамяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического)запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.

Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильныетренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Технологическая карта к тактильным тренажерам

«Удивительные времена года»

Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры

Область «Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»

Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,

дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров

(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.

2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.

3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.

4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.

5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:

«Назови признаки времен года»

«Угадай на ощупь»

«Живое и неживое»

«Парные картинки»

«Четвертый лишний»

«Что сначала, что потом»

«Когда это бывает»

«Загадаем, отгадаем»

«Что из чего»

«Легкий -тяжелый»

«Один-много»

Составление рассказов по сенсорно-графической схеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речи детей в условиях ДОУ...

Применение речевых игр для коррекции и развития речи детей

Презентация с описанием актуальности темы, примерами речевых игр и списком используемой литературы....

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"...

Консультация для педагогов на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи»

    Использование здоровьесберигающих технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач по развитию речи. Грамотное их испо...

Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР

Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...

«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...