Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Березина Ольга Николаевна

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родителей с картотекой игр, вручении памяток "Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_1_ml_gr_art-terapiya.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»

Конспект родительского собрания

 в первой младшей группе


«Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

 

выполнила воспитатель

 Березина О.Н.

2015 г.

Цель:

акцентировать внимание родителей на необходимости развития всесторонне гармоничной личности ребенка, путем применения методов арт – терапии в развитии и воспитания детей.

Задачи:

1. совершенствовать и обогащать опыт родителей по теме собрания,

2. развивать представления родителей о нетрадиционных способах творческой деятельности детей,

3. вызывать интерес и желание у родителей заниматься творчеством, играть, проводить время вместе с детьми,

4. познакомить родителей с техниками арт – терапии, ее преимуществами в процессе развития и воспитания ребенка, через просмотр презентации,

5. укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива детского сада.

Участники: родители и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Подготовительный этап.

2. Основная часть:

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста.

Демонстрация родителям зоны творческой, экспериментальной деятельности детей в группе.

Просмотр презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии.

Обратная связь с родителями.

  (с применением методов арт – терапии) из серии "Взгляни на мир".

Обсуждение домашнего задания для родителей.

Вручение памяток по темам родительского собрания: "Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".

Обсуждение домашнего задания для родителей – в конце нашего родительского собрания мы просим Вас сделать вместе с детьми следующее: небольшой совместный продукт вашего творчества. Это может быть и маленькое панно (выложенное крупами), лепка из теста, построенный замок из песка, испеченный пирог, все зависит от вашего воображения и творчества. Просим Вас сфотографировать вашу совместную работу и принести нам для выставки.

3. Подведение итогов собрания.

 

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап:

- Анкетирование родителей по теме: "Я и мой ребенок. Аспекты взаимодействия с ребенком?" (Приложение1)

- Оформление памяток для родителей на тему: «Пробуждайте в детях прекрасное» (Приложение 2).

- Оформление презентации по теме: "Использование методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста".

- Выставка групповой поделки

 

II. Основная часть:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть! Очень благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Не так давно ваши дети пришли к нам в детский сад, они попали в новую среду, к которой маленькому человеку нужно адаптироваться, а значит, и начать первый, очень важный в жизни - этап социализации. Процесс социализации - очень важный, основополагающий  компонент воспитания и обучения в нашем детском саду, т.к. от развития данного компонента зависит полноценное, гармоничное личности в дальнейшем.

Каждый ребенок - это личность, индивидуальность, которая имеет свои неповторимые особенности, заложенные природой. А наша с вами совместная задача – не затоптать способности детей, а раскрыть их, взрастить, помочь им реализоваться, естественным путем, направить развитие личности ребенка в гармоничное русло.

В раннем возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди».

Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный период. И сегодня мы постараемся с вами поделиться опытом работы с использованием данного метода. Так как он прост, уникален, но в то же время содержателен и несет в себе глубокий смысл. Он помогает нам развить душу ребенка, то самое ценное и хрупкое, что никак нельзя упустить из объекта внимания в процессе воспитания и развития ребенка.

Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

Как вы думаете в чем преимущества методов арт – терапии в работе с детьми?

- Во-первых, они просты и эффективны.

- Сам процесс увлекает, захватывает ребенка.

- Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.

- Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки.

- Ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия пока еще в микросоциуме.

В этих составляющих и состоят задачи арт-терапии в воспитании и обучении детей.

Так какие же техники и методы включает в себя арт - терапия? Может быть, кто-то из вас с ними знаком?

Используемые техники арт – терапии в работе с детьми (просмотр презентации).

- Марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге.  (Игры: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.)

- Ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски. (Игры: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег».)

- Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены. (Упражнение «Помоги ежику найти яблочко».)

- Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок. (Упражнение «Рисуем котику усы», «Нарисуем машине колеса», упражнение – игра «Добавь лошадке пятнышки» и т.д.)

Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.

Игры с песком

  1. Пересыпание песка по стаканчикам, формочкам, где изучаем особенности, свойства, качества песка.
  2. Как песок становится мокрым. Игры «Вдруг полил дождик», «Посади цветок», «Поухаживай в огороде».
  3. Игры с песком «Следы зверей», «Печем пирожки», «Готовим куклам обед».

Игры с водой

  1. Игра «Тонет – не тонет». В тазике с водой поместить игрушки различные по весу, качествам, материалам. Отметить, почему некоторые игрушки тонут, а другие всплывают?
  2. Игра «Пузыри». Как вода заполняет бутылку, что такое пузыри и как они получаются при заполнении бутылки водой.
  3. Окрашивание воды (закрепление свойств воды, цветов), как вода превращается в лед.

Каждое игровое действие отдельного ребенка перерастает в групповую игру, включает опыт, эксперимент, закрепляется в поведении ребенка, его речи, мышлении, мотивации, в психике ребенка в полной мере создается гармоничное поле для развития всех способностей ребенка. В этом и есть основной смысл применения методов арт – терапии в развитии наших детей.

- Также в работе с детьми мы можем рисовать с помощью сыпучих продуктов (лист намазать клеем и сыпать – манку, цветной песок, мелкие крупы, кокосовую стружку и т.д.; материалы могут быть разнообразными). Применяя это метод, мы можем создать с детьми различные аппликации и поделки к праздникам, но как мы замечали ранее, здесь важен не сам продукт, а процесс его создания, те эмоции, чувства и радость, впечатления детей,  которые возникают в процессе творения.

Перечисленные выше техники арт – терапии мы используем во время непосредственно занятий с детьми, и на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду, располагая потребностями и желаниями детей.

В нашей группе в свободном доступе для детей лежат листы бумаги, раскраски, карандаши, краски – гуашь, кисточки, пластилин и все необходимое для лепки. Также есть необходимое оборудование для игр с водой и песком, опытной и экспериментальной деятельности. К ним ребенок также имеет безопасный и свободный доступ. Таким образом, ребенок в любое удобное для него время может использовать эти средства по назначению и своему желанию.

Подчеркнем, что важный момент в арт-терапии - положительные переживания объединяют детей. При проведении занятий, особенно во время занятий с песком проговаривайте свои ощущения и спрашивайте об ощущениях детей. Таким образом,  ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем его эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т.е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру. Что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной социализации.

Принципы, которым служит арт – терапия следующие:

  1. Дать свободу (движения, выбора цвета);
  2. Мы должны спровоцировать спонтанную активность, а не пытаться научить определенным движениям;
  3. Перенести деятельность в другую плоскость. Важно создать условия для безграничности проявления фантазии и воображения ребенка.

Совместный рисунок с родителями пальчиковыми красками «Дарим мир детям».

Уважаемые Родители в совместном досуге важно помнить, что не важен продукт, который вы хотите получить (будь – то поделка, рисунок), важен сам процесс. Тогда это и будет арт – терапией.

 

III. Подведение итогов родительского собрания.

Таким образом, методы арт – терапии не так сложны, но несут в себе очень глубокий практический смысл и ценность. Арт – терапия помогает легче прожить адаптационный период ребенку, снижает негативные реакции, воспитывает интеллект и опыт социального взаимодействия, а еще в нем самый важный плюс – это еще одна возможность провести радостные минуты вместе с нашими детьми, заметить, почувствовать, понять и помочь преодолеть трудности наших детей. Ведь наши дети – это наше богатство, наше будущее!

Принятие решения родительского собрания.

Вручение памяток по применению арт – терапевтических средств и методик в воспитании и развитии детей раннего возраста.

Желаем вам удачи и надеемся на тесное сотрудничество!

 

Список использованных источников:

  1. http://womanadvice.ru/art-terapiya-dlya-detey
  2. Е. А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64с.
  3. Е. Янушко. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика – Синтез, 209.-56с.

Приложение № 1

Анкета для родителей

Вот и стали ваши дети воспитанниками нашего детского сада. Новые условия, микросоциум, в который попал ваш ребенок представляют для него массу затруднений. И в ваше отсутствие нам необходимо помочь малышу как можно легче адаптироваться и пойти с легким, радостным настроением по линии гармоничного развития. А для этого нам необходимо узнать и понять вашего малыша, особенности вашего поведения дома и общения с ребенком.

Поэтому просим Вас ответить на следующие  вопросы.

  1. Ф.И.О., лица, отвечающего на анкету

(по желанию)____________________________________________

  1. Ф.И.О. ребенка

(по желанию)____________________________________________

  1. Считаете ли Вы необходимым в этом возрасте заниматься творчеством (лепкой, играми с песком, водой) с детьми (подчеркните)?

а) да;        б) нет

  1. Находясь дома с ребенком, чем Вы занимаетесь?

а) лепкой

б) рисуем

в) читаем книги

г) чаще ребенок занимает себя сам

д) свой вариант________________________________________

  1. В какие игры чаще Вы играете дома, на улице?

Ваш ответ_____________________________________________

  1. Знаете ли Вы, что такое «арт – терапия»?

а) да;

б) слышал (а), но наши познания недостаточно точны;

в) нет, впервые об этом слышу;

г) затрудняюсь ответить.

7.Имеются ли дома у Вас (нужное подчеркните)?

- специальные пособия,

- игры,

- литература по данной теме?

8. Обладаете ли Вы некоторыми техниками арт – терапии (подчеркните)?

а) да; б) нет.

9. Играете ли Вы вместе с детьми?

а) да; б) стараюсь, но не хватает времени; в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

10) Часто ли Вы дарите своему малышу новые впечатления? (походы в музеи, театры, поездки за город, просмотр фильмов о природе, животном мире)?

а) да; б) стараюсь, но не хватает времени; в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

11.Прогуливаясь с малышом по улице, разговариваете ли Вы с ним (подчеркните)?

а) часто;  б) по своему настроению; в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

12. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности средства рисования, лепки (нужное подчеркните)?

а) да; б) иногда; в) нет.

13. Поддерживаете ли вы исследовательскую деятельность с предметами окружающего мира (подчеркните)?

а) да; б) иногда; в) нет.

14. Есть ли у малыша возможность «играть на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)?

а) да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

15. Считаете ли Вы важным развивать мелкую моторику малыша?

а) да; б) иногда; в) нет; г) затрудняюсь ответить.

16. Какие развивающие игры есть в вашем доме (перечислите).__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Как вы думаете, какими способностями, умениями обладает Ваш малыш (напишите)?_______________________________________________________________________________________________

18.         Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)?

а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.

19. Как Вы думаете, какими средствами можно стимулировать речь ребенка (перечислите)?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20.        Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста», которое состоится:

____________________________________________________

21.        Задайте нам вопросы. Мы всегда рады Вам помочь, давайте вместе найдем решение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорогие родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый лучший детский сад, не сможет заменить Вас вашему ребенку. Детский сад  - это то место, куда Вы в любое время можете обратиться, мы призваны помочь Вам, а не заменить Вас детям. Для ваших детей бесценно ваша любовь, забота, уважение и поддержка в любых начинаниях.

Спасибо Вам за ваше участие и внимание. Надеемся на дальнейшее тесное сотрудничество и взаимопонимание!

Приложение № 2

Памятка для родителей

«Пробуждайте в детях прекрасное!»

Уважаемые Родители, воспитывая ребенка, не упускайте из виду эмоциональный аспект видения мира ребенком. В этом Вам помогут следующие аспекты.

  1. Проводя время вместе с детьми, замечайте красоту во всем: дома (просматривая кадры фильмов о природе и животном мире, эстетично оформленные иллюстрации в журналах, книгах), на улице (посещая местные достопримечательности, выезжая за город, гуляя вместе по городу), ходите в музеи, на выставки.
  2. Постоянно проявляйте интерес к деятельности ребенка, спросите о том, что он делает, послушайте его мысль, которую он хочет донести. Не перебивайте ребенка.
  3. Постоянно разговаривайте с ребенком, поговорите с ним о жизни цветов, их многообразии, покажите их виды; о животных, их повадках, особенностях - учите ребенка замечать и видеть прекрасное во всем.
  4. Читайте малышу, важное  значение уделяйте прослушиванию музыкальных произведений – пойте и танцуйте вместе с детьми, шейте вместе костюмы, выучите реплики и уже всей семьей можно инсценировать любимую сказку или стишок.
  5. Поддерживайте стремление ребенка рисовать, лепить, в общем творить на свободную, заданную ребенком тему. Пусть у рисунка, поделки не будет названия, и она будет незавершенной; для ребенка важен сам процесс, те эмоции и чувства, опыт, который он получает.
  6. Помогайте ребенку – если ребенок выразил мысль создать определенный рисунок, и некоторые элементы технически не получаются – помогите ему, покажите и объясните, как можно достичь результата.
  7. Не критикуйте ребенка. Уважайте его личность.
  8. Пусть ваша речь будет живая, эмоциональная. Интересуйтесь мнениями и взглядами, ощущениями, мыслями, желаниями  малыша.
  9. Умейте заинтересовать ребенка игрой, применяя музыкальное сопровождение, просите ребенка о помощи, используйте сюрпризные игровые моменты.
  10. Включите воображение и собственную фантазию, окунитесь в мир своего детства – будьте ребенку другом, который сотрудничает с ним на равных. Но одновременно будьте и помощником с определенным багажом знаний и умений, который всегда подскажет и поможет.

Желаем Вам удачи дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе ОН на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Конспект родительского собрания в младшей группе ОН на тему "Возрастные особенности  развития детей 3-4 лет"...

План-конспект родительского собрания по теме: "Какие игрушки необходимы для полноценного всестороннего развития детей раннего возраста".

Методическая разработка родительского собрания для группы раннего возраста по теме: "Какие игрушки необходимы для полноценного всестороннего развития детей раннего возраста"....

Изучение влияния методов арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста.

Арт-терапия это метод коррекции и развития посредством творчества....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»

Обсуждение с родителями проблемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста (сообщение воспитателя по теме собрания, анализ родительских анкет "Навыки самообслуживания у дете...