Семинар-игра для родителей "Играем-речь развиваем"
консультация (младшая группа)

Поверина Ольга Евгеньевна

Речь является главным средством общения людей. С малышом необходимо общаться начиная с самого рождения. К 2 годам в самостоятельной речи ребёнка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Цель семинара:дать возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, тем самым в игровой форме развивать речь малыша , совершенствовать звуковую культуру. Дать родителям рекомендации как в игровой форме дома, на улице, в комфортной обстановке для ребенка развивать  речь и увеличивать словарный запас  малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-игра для родителей

в младшей группе ДОУ по развитию речи малышей 2-3 летнего возраста

 «Играем – речь развиваем»

Цель: дать возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, тем самым в игровой форме развивать речь малыша , совершенствовать звуковую культуру. Дать родителям рекомендации как в игровой форме дома, на улице, в комфортной обстановке для ребенка развивать  речь и увеличивать словарный запас  малыша.

Задача: организовать участие  родителей в игровой деятельности, для  осознания родителями важности игры для развития речи и  нормального эмоционального и умственного развития.

Речь является главным средством общения людей. С малышом необходимо общаться начиная с самого рождения. К 2 годам в самостоятельной речи ребёнка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Рекомендация родителям ,в первую очередь убедиться ,нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата , отклонения в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних .Пройти осмотр у врача.

Сегодня мы с вами обратим особое внимание на воздействие социальных факторов. Семья-это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Однако, к сожалению, многие родители недооценивают  этот факт. Дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребёнка. Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий:

  • Общение
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Развитие артикуляционного аппарата
  • Игры

Общение.

Интерес ребенка к окружающему его миру растет с каждым днем. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является его общение со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Надо что бы ребенок видел то, о чем с ним говорят. Надо расширять его личный опыт, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.),через различные действия с предметами и вещами. Малыш то и дело задает вопрос: »Что это?».Используйте этот момент для общения с ребенком, так он накапливает пассивный словарь. Чаще рассматривайте с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, объясняйте, все ,что он видит. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который  вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи. При этом давайте ребенку образец правильной речи. С малышом надо говорить размеренно, не спеша, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, не доступными пониманию ребенка. С ребенком 2-3 лет  нужно говорить и о том, что было утром, на прогулке, некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память.

А теперь давайте поиграем: перед вами емкость, в которой спрятаны различные предметы. Задача одного родителя быть малышом и достать один из предметов. Задача второго родителя задать малышу как можно больше наводящих вопросов о предмете.(Что это? Какого цвета? И т.д.) и получить ответы.

Молодцы. Продолжим. Ваша цель была заинтересовать малыша говорить много и правильно.

Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша.

Для стимулирования речи у детей 2-3 лет можно использовать провокацию, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Огромную радость малышам доставляют песенки, потешки.  Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками , вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Вот мы и затронули еще один аспект стимулирования  развития  речи - общую и мелкую моторику рук. Выдающийся педагог Сухомлинский в своих работах утверждал: « Ум ребенка располагается на кончиках его пальцев». Развить у ребенка точность в координации работы рук помогут всевозможные пальчиковые игры.

Например, у нас сейчас тема «Игрушки» ,давайте мы с вами родители превратимся в малышей и  поиграем в пальчиковую игру :

 «Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки:

(Хлопки).

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

(постучать кулачок о кулачок)

Солдатик оловянный,

(сложить ладошки буквой Т).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

Молодцы. Еще один совет, во время игры следим за правильностью движений,  стихотворный текст читайте и рассказывайте медленно, чтоб ребенок успел показать движение.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика

 Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата».

Давайте и мы с вами родители попробуем выполнить это упражнение.

Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

Молодцы. Не забывайте хвалить ваших малышей.

Еще один компонент играющий важную роль в развитии речи- речевое дыхание. При грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Родители, давайте представим себя детьми и устроим соревнование «Кто надует пузырь больше всех!»

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом. Вручаем приз родителю-победителю.

На этом наше собрание-игра подходит к завершению.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Игра - ведущий вид деятельности"

Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ....

Семинар "Играем на музыкальных инструментах"

Приводится консультация "Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах" и В практической части обучение педагогов игре на музыкальных инструментах (этапы, методы, приемы)...

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.

Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....

Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.

Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....

Игра "Лабиринт сказок" на семинаре "Игры ТРИЗ своими руками".

На семинаре "Игры ТРИЗ своими руками" были представлены игры для развития воображения, нестандартного мышления дошкольников. Участники демонстрировали возможность использования настольных, н...