Методическая разработка «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»
методическая разработка

Долинская Елена Михайловна

Использование информационно-компьютерных технологий  в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»

XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его как источник познания окружающего мира. Современный ребенок требует современного воспитания. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ребенка. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии - это процесс подготовки и передачи информации детям с помощью компьютера.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Использование ИКТ на музыкальных занятиях раскрывает большие возможности. Яркие, красочные и познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной и эмоциональной.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии значительно расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения, дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:

  • Источник обучающей информации;
  • Наглядное пособие;
  • Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;
  • Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
  • Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.

Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Использование ИКТ подразумевает под собой: звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей.

Использование ИКТ способствует развитию у детей дошкольного возраста образного мышления, умению выделять особенности средств выразительности, формировать представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств, привитию эстетического вкуса.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, поэтому приходится самим осваивать этот новый вид деятельности педагога.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» возможно использование компьютерных презентаций, которые незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов. В этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Помимо знакомства с творчеством композиторов они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.

Так, например, с помощью ИКТ, старших дошкольников можно  знакомить с творчеством П. И. Чайковского. При знакомстве с  музыкальным произведением «Подснежник» вспоминаем время года, проводится беседа о том, как и где растет подснежник, какой это цветок? На экран выводится портрет П. И. Чайковского. После короткой беседы слушают музыкальное произведение. Во время прослушивания музыки на экране видеоролик о весне, отражающий материал по ранее проведенной беседе. После просмотра следует обсуждение увиденного, беседа о характере музыки. Таким образом, восприятие музыкального произведения становится не только эмоционально окрашенным, но и осознанным. Завершающим этапом работы над произведением по слушанию становится двигательная импровизация «Изобрази подснежник», в процессе которой дети представляют себя нежным, хрупким цветком, Благодаря таким занятиям дети начинают выстраивать свои ответы более развернуто,  с удовольствием вступают в дискуссию, используют приемы диалогической речи, гораздо интереснее идет процесс обучения и проверки усвоения знаний у детей дошкольного возраста.

Следующий вид деятельности на музыкальных занятиях – пение, которое занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать на занятиях электронные иллюстрации к различным песням, которые будут показывать пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» встречаются слова «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» разъяснения требует понятие «капель». Просмотр иллюстраций к песне помогает лучше понять и уяснить значение этих слов.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев может помочь детям точно выполнять указания педагога и выразительно исполнять движения. Так, например, качественному исполнению танцевальных композиций может помочь просмотр специальных видеодисков таких, как «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ярких и озвученных презентаций (Например, «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.) Такие презентации предполагают: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполненного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и разные формы музыкальной деятельности детей: совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности можно подготовить свои презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём. Использование  мультимедийных презентаций возможно на праздниках: День защитника Отечества «Богатырская сила», 8 марта, торжественная линейка, посвященная Дню Победы, выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Фестиваль народных игр» и др., в образовательной деятельности («Доброта в жизни и музыке», «Страна вежливости» и др., дополнительном образовании («Колядки», «Масленица» и др.), в театрализованной деятельности и т.д.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей также проходят с использованием презентаций. ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе).

ИКТ используются и при проведении родительских собраниях (консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др.)

Однако следует помнить, что использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»

При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольника учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...

«Методическая разработка по организации совместной работы музыкального руководителя и педагогов ДОО» Тема: «Зимушка - зима!»

Методическая разработка направлена для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с логопедическим заключением- ОНР (III уровень речевого развития). Раскрывает вопросы взоимодействия м...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

Методическая разработка: Инновационные методы в работеМузыкального руководителя ДОУОрлова Анна Александровна - музыкальный руководительДетский сад г. Рыбинска №51 При создании развивающей предмет...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя

При создании развивающей предметнопространственной среды для музыкальногоразвития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспи...

Методическая разработка "Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ"

При создании развивающей предметнопространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...

Методическая разработка «Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ»

Методическая разработка «Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ» содержит план конспект музыкадьно-образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста &laq...