«Поиграйте со мной. Игра- ведущий образ деятельности дошкольника»
консультация (младшая группа)

Ананьева Екатерина Николаевна

 «Дайте же детям играть, пока игра их радует,

 влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsia_dlya_roditeley_igra.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №357 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Конспект круглого стола для родителей

Тема: «Поиграйте со мной.

Игра- ведущий образ деятельности дошкольника».

                                                         Подготовила: воспитатель

                                                         младшей группы №1 «Капельки»

                                                         Ананьева Е.Н.

Санкт-Петербург

2019 г.

Конспект круглого стола для родителей в младшей группе.

Тема: «Поиграйте со мной.

Игра- ведущий образ деятельности дошкольника»

Цель консультации: формирование необходимых знаний по руководству играми детей.

Вступительная часть:

 Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих родителей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! - жалуются они, - Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родительских претензий свидетельствует о непонимании природы детской игры. Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая другая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задается взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении с взрослыми, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Это время активного познания окружающего мира. Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.                                                                                                                                                    Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.
 Игра - исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них - оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители покупают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, когда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка - не балушка». На каждом возрастном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.

 «СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Опираясь на знания, усвоенные при изучении курса дошкольной педагогики,  я составила педагогические рекомендации о том, какие игрушки целесообразно приобретать детям на 3-4 летнего возраста.

Современные родители много читают, следят за всеми новинками в Интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игрушек в общении с ребенком. Проблема заключается в том, что при приобретении игр и игрушек не учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Среди детских игрушек трудно ориентироваться. В магазине «глаза разбегаются», подобрать хорошую игрушку проблематично. Опираясь на знания, усвоенные при изучении курса дошкольной педагогики,  я составила педагогические рекомендации о том, какие игрушки целесообразно приобретать детям на 3-4 летнего возраста. Многие игры есть в нашем детском саду.  (Рассматривание с родителями РППС в группе).

Раздача рекомендаций в виде буклетов «Игрушки для детей 3-4 лет» и

« Рекомендации по руководству играми детей»

Но сам по себе подбор игрушек не определит направления развития детской игры. Для этого необходимы впечатления детей об окружающей жизни, в соответствии с которыми используется та или иная игрушка. Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действиям.

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к готовым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «крокодилами», а кресло - прекрасный «космический корабль», «наблюдательный пункт», «королевский трон». Задача родителей - содействовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного порядка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ребенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. Например, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» готов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапезу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все что отражает полет фантазии и поддерживает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, которые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я - доктор, и мне нужны очки!»- заявляет Лиза и пытается «узурпировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, - возражает бабушка. - Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготовление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пасты. И закипела работа... Как сделать, чтобы колеса крутились, чтобы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь - помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ребенка, а следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра - это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности. Все верно: днем – на работе, вечером тоже полно дел. Конечно, родители заняты, конечно, бывает, они не могут уделить ребенку столько времени, сколько необходимо. Но ведь есть игры, которые не требуют много времени.  Да и играть можно в любом месте. Раздача буклетов «Простые игры»

В заключении хочется сказать словами Е.А. Покровского (русский педиатр, психолог, благотворитель; доктор медицины):

 «Дайте же детям играть, пока игра их радует,

 влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Рекомендации родителям по руководству играми детей

  • В совместных с детьми играх развивайте умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, выполнять роль в совместной игре со сверстниками.
  • Развивайте умение выполнять действия в соответствии с ролью.
  • Развивайте умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
  • Способствуйте возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений.
  • Учите детей использовать в играх строительный материал.
  • Поощряйте попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр.
  • Не будьте равнодушными зрителями игры, старайтесь понимать детей, понимать их игровые замыслы.
  • Бережно относитесь к творческой выдумке ребёнка, завоюйте доверие и установите контакт с ним.
  • Поддержите интересную идею ребенка, направьте усилия на её осуществление.
  • Старайтесь давать детям не только знания и умения, но и эмоции – они не менее полезны для развития детской души.
  • Советуйте, но будьте осторожны, тактичны, не подавляйте инициативу детей.
  • Помогите ребёнку найти своё место в игре – дайте понять, что без него игра не может быть полноценной.
  • Постарайтесь быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
  • Отвлекайте детей от «дурных» игр, создавая интерес к другой теме – методом переключения внимания.
  • Сохраняйте радость игры, будите фантазию, поддерживайте интерес с помощью активной заинтересованности в процессе игры вашего ребенка. Дайте ему почувствовать то, что вам важно каким образом и во что он играет.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

  • Несколько маленьких куколок, составляющих семью;
  • Пластмассовый пупс 20-25см с комплектом одежды (распашонки, ползунки и т.д.);
  • Кроватка с бельем и коляска, санки и качели для кукол;
  • Наборы мебели и посуды для кукол;
  • Игрушки-орудия из металла, пластмассы, древесины, соразмерные руке ребенка (молоток, клещи, плоскогубцы) и бытовая техника (фен, пылесос и т.д.);
  • Разнообразные маски и полумаски, элементы костюмов;
  • Мягкие звери – мишки, зайчики, собачки (2 -3);
  • Игрушки, изображающие животных и их детенышей;
  • Конструкторы деревянный и блочный;
  • Несколько больших машинок, строительная техника;
  • Наборы для ролевых игр: доктор, парикмахерская, магазин;
  • Всякие предметы-заместители: от природного материала до различного «мусора» - крышки от бутылок, тряпочки, коробки и т.д.;
  • Предметные картинкис изображением животных, деревьев, посуды, мебели и т.д.;
  • Различные объемные и плоские вкладыши, пазлы, кубики, мозаика;
  • Игрушки-забавы;
  • Народные и музыкальные игрушки;
  • Моторно-спортивные игрушки, мягкие мячи для игры дома, резиновые мячи для улицы, кегли, кольцебросы;
  • Наборы для игры с песком и водой.

Игры, которые не требуют много времени.

В ванной во время водных процедур:

  • «Наши кораблики по морю плывут»

Задача: выработать направленную длительную воздушную струю.

Игровое действие. В ёмкости с водой помещаются кораблики. Дети должны с помощью глубокого выдоха пригнать кораблик к противоположному берегу.

  • «Кря – кря – кря»

Задача: выработать глубокий вдох и направленную длительную воздушную струю.

Игровое действие. В ёмкости с водой плавает мама – утка. Её утята далеко уплыли. Надо их вернуть к ней. Для этого ребёнок делает глубокий вдох и  дует на утёнка, подгоняя его к маме – утке.

  • «Тонет – не тонет»

Задача: формировать знания о свойствах предметов, а именно о том, что деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут; дать знания о том, что предметы, наполненные воздухом, плавают в воде.

Правила игры. Предложить ребенку отгадать утонет предмет или будет плавать по поверхности воды. Затем опустить предмет в воду и вместе с ребенком сделать вывод, сравнив несколько разных предметов.

  • «Цвет, форма и размер»

Задачи: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры. Предложить ребенку назвать предметы ванной комнаты определенного цвета, формы, размера.

  • «Звук – озорник»

Задачи: формировать умение определять недостающий первый (последний) звук в слове.

Игровая ситуация. «В последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Помогите поймать озорников».  Показать предмет ванной комнаты и назвать предмет, не произнося первый звук слова: «Это ..ыло (мыло)». Ребенок произносит слово правильно и называет звук, который «сбежал», — [м].

На кухне вместе с мамой:

  • Отгадай и принеси: загадайте загадку о том овоще, который нужно принести ребенку.
  • Золушка: предложите перебрать крупу.
  • Мамины помощники: предложите достать и принести нужную вам посуду, а заодно уточните, из чего она сделана.
  • Необычные картины: дайте ребенку нарисовать картину крупой или составить ее из различных видов круп и макарон.

В гараже вместе с папой:

  • Сыщики: предложить найти спрятанный папой предмет.
  • Отгадай и принеси: загадайте ребенку загадку о том инструменте, который нужно принести.
  • Наведем порядок: пусть ребенок поможет разложить инструменты на места.

Можно играть по дороге в детский сад или домой:

  • «Угадай»

Задачи: формирование умения думать, анализировать, обогащение речи, развитие творческого мышления, памяти, воображения.

Правила игры. Ребенок должен угадать предмет, который вы описываете. Потом пусть он сам попробует описать предмет. Ваша задача отгадать.

  • «Обзывалки»

Задачи: развивать речи, память, внимание, чувства юмора.

Правила игры. Поочередно «обзываете» друг друга названиями предметов, встречающихся по дороге. (Ты – машина?, А ты – дерево?, А ты – дом! И т.п.)

  • Игры на упражнение в счёте:

1.Сосчитайте, сколько раз я ударю в ладоши.

2.Сосчитай, сколько столбов вдоль дороги, сколько машин белого цвета, чего больше, чего меньше.

  • Логические игры:

1.«Кто старше в семье?»

2.«Что теплее?» (одежда)

 3.«Что быстрее?» (транспорт)

4. «Кто сильнее?» (звери).

  • Игры  на классификацию:

1. «Назови три предмета, одним словом

2. «Птицы, рыбы, звери»

3. «Кому что нужно» (профессии)

4. «Вершки – корешки» и т.д.

Берегите своих детей! Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

Реферат о ведущей деятельности дошкольника - игре. Создан в помощь молодым специалистам ДОУ. В реферате рассматриваются виды игровой деятельности - сюжетно-ролевая, театрализованная и дидактическая иг...

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника

ТЕЗИСЫ. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенапра...

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника...

Консультация для родителей « Поиграй со мною, поиграй со мною…» (Игры на развитие логического мышления детей 6 лет)

Предлагаю Вам интересные игры,направленные на развитие логического мышления старших дошкольников. Эти игры можно рекомендовать родителям, воспитанников. Игры очень полезны для подготовки к школе....

Папка-передвижка "Поиграй со мной" Игры по дороге в детский сад.

В консультацию включены игры, в которые родители могут играть с детьми по дороге в детский сад и домой....

Презентация "Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника"

Консультация для педагогов "Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника"Игровая деятельность ребенка – это не просто времяпровождение, а естественный процесс соци...