Конспект родительского собрания "Готовность ребенка к школе"
материал (подготовительная группа)

Лигай Арина

В данной работе поставлены следующие задачи: ознакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе; практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе; информировать родителей о возможных проблемах первоклассника в период адаптации к школе, их причинах и пути преодоления этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._rodit._sobr._v_podg._gr._gotovnost_reb._k_shkole.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Готовность ребенка к школе». Родительское собрание.  

Задачи:

-ознакомить родителей с критериями готовности детей к школе;

-  предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе;

- информировать родителей о возможных проблемах первоклассника в период адаптации к школе, их причинах, пути преодоления этой проблемы.

Материалы: тест «Готов ли ваш ребенок к школе», памятка для родителей «Готовность ребенка к школе», карточки с мотивами «Почему я хочу пойти в школу?».

Ход собрания 

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас  на очередном родительском собрании, которое посвящено подготовке детей к школе. Осенью наши дети отправятся в первый класс, и, естественно, каждый из вас хочет, чтобы ребёнок был во всем успешен в школе. Наша общая с вами задача - помочь ребятам подготовиться к школе. Послушайте, пожалуйста, рекомендации учителя - логопеда  Наталии Львовны.

Выступление учителя-логопеда: - Уважаемые родители! Я расскажу вам какими речевыми  навыками  и умениями должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
1. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 

2. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв в письменной работе.
4. Должен уметь делить предложения на слова, слова на слоги, выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки.

5. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые.

6. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
7. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать, оставлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
Что можете сделать вы, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне. 
Активное сотрудничество родителей, логопеда, воспитателей - это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. Так как вы являетесь главными воспитателями дошкольника, очень важно активное сотрудничество с воспитателями, логопедом и психологом  детского сада. Последовательность и регулярность занятий с ребенком дома обязательно принесут плоды. Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Вот все, о чем я хотела поговорить с вами. Если есть ко мне вопросы, я готова на них ответить. Ответы логопеда на вопросы родителей

Воспитатель: существует несколько критериев готовности ребенка к школе. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, но существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям взрослого (педагога). Это другая сторона готовности к школе – психологическая.

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы и класса.
  Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты: социально-личностная или мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность,  интеллектуальная готовность.

1. Социально-личностная готовность. В психологии существует такое понятие, как мотивация, которое означает побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу. Перед вами карточки, в которых обозначены различные мотивы. Предлагаю вам выбрать те из них, которые вы считаете правильными. На выполнение задания дается одна минута.

Карточки с текстом мотивов:

 «Хочу учиться, чтобы быть, как папа (мама)».

«Научусь писать».

«Научусь читать».

«У меня братик есть маленький, ему буду читать книжки».

«В школе буду задачи решать».

«Мне форму купят красивую».

«У меня будет новенький ранец и пенал».

«В школе учится мой друг Леша».

«Буду много знать, стану умной (ым)».

Участники команд озвучивают свои варианты ответов, выслушивают мнения других команд.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Обычно дети с желанием идут в школу. Но вам, родителям, полезно знать, что привлекает ребенка в школе.

А сейчас узнаем правильный ответ. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает  возможностью получать новые знания. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе должна восприниматься ими как ответственное дело. У них появится новый круг прав и обязанностей. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания, запугивание детей школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).

Важно сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, учебе. В присутствии детей старайтесь не критиковать школу, учителей, трудную программу. Важно воспитывать у детей положительное отношение к жизни, оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению.

2. Эмоционально-волевая готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли.

Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуется. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью.

К концу дошкольного возраста ребенок должен быть способен: поставить цель, принять решение, наметить план действия, реализовать его, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилие воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не стоит злоупотреблять им.

3. Интеллектуальная готовность.

Готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка запаса конкретных знаний, умений и навыков, но более важными являются умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Также должны быть достаточно развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение и речь.

Хорошо если ребенок умеет читать, считать и решать задачи. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Очень важно для ребенка умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение общаться в детском обществе, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Воспитатель: Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только речевая, умственная, нравственно-волевая подготовка, но и физическая готовность ребенка к школе.

Физическая готовность - это:

- хорошее состояние здоровья;

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств

(ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и

привычек;

- выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям;

- хорошо развитая мелкая моторика рук (для письма).

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Увеличивается общая нагрузка в связи с новым режимом дня. Именно поэтому очень важна достаточная физическая готовность ребенка к школе

 Важную роль в готовности ребенка к школе играет развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание рисунка, на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перегружать ребенка, чтобы обучение превратилось в увлекательное занятие, а не в тягостную повинность.

Сейчас заполните, пожалуйста, анонимный тест «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Тест для родителей.

1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут

4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых людей  нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке из 5 и более  предложений?

6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Может ли он решать простые задачи на вычитание и сложение,    прибавлять или отнимать единицу от заданного числа?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом:  помидоры, морковь, лук)?

18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно: рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном - в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.

Памятки для родителей

Готовность ребенка к школе

Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет: ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Если у ребенка сформирована  произвольность психических процессов, он будет успешен в учебе.

В современном обществе в критериях готовности ребенка к школе отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания, умения и навыки, как было раньше.

Но самое главное и это прописано в законе об образовании, что первыми и главными в воспитательно — образовательном процессе для детей являетесь вы,  родители, а мы можем оказать помощь в воспитании и обучении. Послушайте еще несколько советов специалистов по подготовке детей к школе:

• помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе;

• не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;

• научите ребенка правильно реагировать на неудачи;

• помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе;

• приучайте ребенка к самостоятельности;

• учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;

• научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

• чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

На этом позвольте закончить наше собрание. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания (подготовительная к школе группа) «Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению»

К концу дошкольного детства у ребенка появляются и личное сознание, т.е. осознание своего места в системе отношений со взрос­лыми, и первый схематичный абрис цельного мировоззрения. Впер­вые в этом во...

Конспект родительского собрания "Идем в школу"

Воспитатель предлагает  детям и родителям отправиться в путешествие по дошкольной стране. Путешествие проходит по различным станциям. на котрорых дети демонстрируют свои знания и умения. Затем пе...

Конспект родительского собрания "Готовность к школе детей и родителей"

Познокомить родителей с псехологической и педагогической подготовкой детей к школе....

Конспект родительского собрания "Скоро в школу"

Работа направлена на создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе. Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать р...

Конспект родительской встречи "Идем в школу с радостью"

Цель – помочь  родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреж...

конспект родительского собрания " Скоро в школу"

Родительское собрание для подготовительной к школе группы....