Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Воспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребенка. В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья - то первое общество, где складывается характер ребенка, его представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Велико значение семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка. Особенно ценны те традиции, при которых ребенок чуть ли не с того дня, когда он начинает помнить себя, постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива. В дружной семье всегда находятся общие заботы. И большие и малые дела – бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени – решаются «коллегиально». Все это и многое другое впитывает в себя младший член семьи. Таким образом, ребенку не приходится растолковывать, почему и ему надо поступать так же: сама атмосфера семейных отношений направляет его поведение. Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка - дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.

Семейный климат - это та питательная среда, которая незримо и постоянно присутствует в нашем доме, и которую не изменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приемы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребенок растет в благоприятной среде. Очень важно каждому из нас понять: чтобы требовать чего-то от детей, надо прежде всего очень требовательно относиться к себе. Это важно для наших детей, для нашего успешного на них влияния. Ребенок верит, что взрослые люди непременно самые хорошие, честные, самые лучшие. И потому, какими бы старшие ни были в действительности, они всегда для ребенка образец для подражания. Репутация взрослого в детском воспитании, в детском сознании всегда непогрешима. Ведь маленький ребенок еще не знает, где хорошо, а где плохо. И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями.  И никакая «мелочь», нарушающая семейный климат, не может не влиять на ребенка. “В воспитательной работе нет пустяков… Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев, мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь, руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей”, - говорил А.С.Макаренко, обращаясь к родителям. [2]  

Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.

Родители несут перед обществом моральную ответственность за те нравственные представления, нравственные принципы, с которыми их ребенок вступает в жизнь. Воспитывать, как бы трудно это ни было, намного легче, чем перевоспитывать. Чем раньше мы начинаем нравственное воспитание ребенка, тем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем больше вероятности, что мы вырастим своего ребенка по-настоящему хорошим человеком.

Дошкольные образовательные организации тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников играют вспомогательную роль. В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее небольшие театрализованные постановки по мотивам книг.  Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков. Так детей могут заинтересовать постановки по теме "Уроки вежливости", "Дружба" и т.д. Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.     

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы.
  • 2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - С.3.
  • 3. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания - Издание 3-е, переработанное. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с. - (Дошкольное образование).
  • 4. Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. - Изд. 2-е. - М.: «Юрид. лит»., 1989. - 368 с.
  • 5. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.
  • 6. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.102-103.
  • 7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. -
  • 8. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. -
  • 9. Петрова В.И., С. Тульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.:Мозаика-Снтез, 2012. -
  • 10. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 76

Автор: Теточкина Лилия Владимировна

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Воспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребенка. В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья - то первое общество, где складывается характер ребенка, его представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Велико значение семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка. Особенно ценны те традиции, при которых ребенок чуть ли не с того дня, когда он начинает помнить себя, постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива. В дружной семье всегда находятся общие заботы. И большие и малые дела – бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени – решаются «коллегиально». Все это и многое другое впитывает в себя младший член семьи. Таким образом, ребенку не приходится растолковывать, почему и ему надо поступать так же: сама атмосфера семейных отношений направляет его поведение. Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка - дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.

Семейный климат - это та питательная среда, которая незримо и постоянно присутствует в нашем доме, и которую не изменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приемы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребенок растет в благоприятной среде. Очень важно каждому из нас понять: чтобы требовать чего-то от детей, надо прежде всего очень требовательно относиться к себе. Это важно для наших детей, для нашего успешного на них влияния. Ребенок верит, что взрослые люди непременно самые хорошие, честные, самые лучшие. И потому, какими бы старшие ни были в действительности, они всегда для ребенка образец для подражания. Репутация взрослого в детском воспитании, в детском сознании всегда непогрешима. Ведь маленький ребенок еще не знает, где хорошо, а где плохо. И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями.  И никакая «мелочь», нарушающая семейный климат, не может не влиять на ребенка. “В воспитательной работе нет пустяков… Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев, мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь, руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей”, - говорил А.С.Макаренко, обращаясь к родителям. [2]  

Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.

Родители несут перед обществом моральную ответственность за те нравственные представления, нравственные принципы, с которыми их ребенок вступает в жизнь. Воспитывать, как бы трудно это ни было, намного легче, чем перевоспитывать. Чем раньше мы начинаем нравственное воспитание ребенка, тем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем больше вероятности, что мы вырастим своего ребенка по-настоящему хорошим человеком.

Дошкольные образовательные организации тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников играют вспомогательную роль. В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее небольшие театрализованные постановки по мотивам книг.  Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков. Так детей могут заинтересовать постановки по теме "Уроки вежливости", "Дружба" и т.д. Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.     

 

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы.
  • 2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - С.3.
  • 3. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания - Издание 3-е, переработанное. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с. - (Дошкольное образование).
  • 4. Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. - Изд. 2-е. - М.: «Юрид. лит»., 1989. - 368 с.
  • 5. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.
  • 6. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.102-103.
  • 7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. -
  • 8. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. -
  • 9. Петрова В.И., С. Тульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.:Мозаика-Снтез, 2012. -
  • 10. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника

Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к Родине, е...

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...

Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от дан...

Роль семьи в формировании нравственных качеств личности

Все начинается с семьи. именно родили, являясь первыми воспитателями своего ребенка. оказывают огромное влияние на формирование его как личности...

Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...

Методическое пособие "Родительский лекторий как средство активизации роли семьи в воспитании нравственных качеств дошкольников"

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современн...