Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_rekomenduemoy_literatury.docx18.24 КБ
Файл tsikl_zanyatiy.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Методическая разработка

по духовно- нравственному воспитанию дошкольников

Перспективное планирование по теме:

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» для детей подготовительной группы общеобразовательной

направленности 6-7 лет

Составила:

учитель- логопед Снегова Л.Е.

2022 год

г.о. Семеновский

Месяц

Содержание

Программные задачи

Приемы и методы

Работа с родителями

Сентябрь

Чтение сказки «Черепаха и заяц»

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется»

Метод «Нравственный час через пословицы и поговорки»

-чтение сказки;

рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки;

-тест-шутка;

-ситуация для обсуждения;

-заучивание скороговорки

Консультация для родителей в печатном виде: «Как подружить ребенка с книгой»

Октябрь

Чтение «Сказка о горделивом петушке»

Содействовать формированию представлений о скромности как нравственном качестве и противоположных (негативных)

нравственных качествах – гордости и хвастливости

«Не задирай носа- споткнешься», «Хвались, да не поперхнись»

Метод «Нравственный час через пословицы и поговорки»

- загадки о герое;

-художественно- продуктивная деятельность;

Поделка «Петушок»

-рассказ и показ сказки воспитателем используя перчаточный театр кукол;

-объяснение смысла пословицы на примере сказки «Сказка от пословицы»

Консультация для родителей папка- передвижка «Особенности чтения сказок о животных»

Ноябрь

Чтение сказки «Царевна – Несмеяна»

Воспитывать в детях милосердие, сочувствие. «Долг платежом красен»

Метод «Нравственный час через пословицы и поговорки»

- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов (аудио, видео)

-рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки;

-игры, драматизация, музыкально – двигательная активность

Консультация для родителей «Сказки могут справиться с детьми непослушанием»

Декабрь

Чтение сказки

«Старик и сыновья»

Способность воспитанию согласия и дружбы и послушания родителям. «Доброе братство, сильнее богатства

Метод «нравственный час через пословицы и поговорки»

- чтение сказки;

- беседа по содержанию;

- рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки (идея сказки)

-тест – шутка;

-пример

Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года

Январь

Сказка «Двенадцать месяцев»

Воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими «Доброму Бог помогает»

Метод «нравственный час через пословицы и поговорки»

- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов (аудио, видео)

-рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки;

-игры, драматизация, музыкально – двигательная

Рубрика советов и пожеланий о  том, как организовать чтение ребенка в домашних условиях «О чем и как беседовать с ребенком после чтения»

Февраль

Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик»

Формирование нравственно- этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности

«Каков есть, такова и честь»

Метод «нравственный час через пословицы и поговорки»

- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов (аудио, видео)

-рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки;

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно- нравственного воспитания ребенка

Март

Чтение сказки «Муравей и голубка»

Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде «Долг платежом красен»

Метод «нравственный час через пословицы и поговорки»

- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов (аудио, видео)

-рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки;

-игры, драматизация, музыкально – двигательная

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитывать в детях сострадание, сочувствие к поступкам добрых героев сказки и неприятие поступков жадных и злых «За большим погонишься – и малое потеряешь»

Метод «нравственный час через пословицы и поговорки»

- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов (аудио, видео)

-рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки

(идея сказки);

Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку»

Май

Знакомство со сказкой «Каша из топора»

Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации «Смекалка – второе счсатье»

Метод «нравственный час через пословицы и поговорки»

- слушание сказки с включением музыкальных фрагментов (аудио, видео)

-рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки (идея сказки);

-художественно – продуктивная деятельность

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки»

Список рекомендуемой литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерк/В.П. Аникин.-М.: Дет.лит. 1988 – 175 с.
  2. Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2012 – 80 с.
  3. Гладких Л.П. Воспитание сказкой. Методическое пособие для воспитателей ДОУ – М., 2002 – 42 с.
  4. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок – М.:ЦГЛ, 2006 – 160 с.
  5. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Издательство «Детство – Пресс», 2002
  6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Жуковская Р.Н. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей- М: Просвещение, 1984 – 272с.
  7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Пособие для родителей и методистов-М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 80с
  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой – М.: АСТ, 2000 – 464
  9. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2006-208 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Цикл занятий

«Воспитание нравственных качеств личности

дошкольников через сказку»

Составила:

учитель- логопед Снегова Л.Е.

2022 год г.о.Семеновский

Сентябрь

Сказка «Черепаха и заяц»

Нравственный час: «Кто зазнается, без друзей останется»

Обучающие задачи: учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения; расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый.

Подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, ни с чем останется»

Развивающие задачи: содействовать развитию образного восприятия, способствовать развитию внимания и памяти при запоминании и пересказе сказки  и пословиц; развивать умение пересказывать сюжет сказки, подбирать нужные слов для характеристики  героев.

Воспитательные задачи: воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие; учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость

Материал к занятию: иллюстрации к сказке

Ход занятие:

1 часть занятия. Чтение текста сказки «Черепаха и заяц»

Хвастливый заяц вызвал на соревнование черепаху. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но самонадеянный заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул. А черепах понимала, что двигается медленно, и потому очень старалась и бежала без передышки. Так обогнала она зайца и победила в соревновании.

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки для понимания выяснение основной идеи. О чем эта история? Кого вызвал заяц на соревнование? Почему заяц вызвал по бегу именно черепаху? Как отнесся заяц к соревнованию? Что сделал во время состязания? Кто победил? Раз черепаха победила в соревновании, то можно ли сказать, что заяц бегает быстрее черепахи? Какие чувства испытал заяц, когда узнал, что проиграл состязание? Почему заяц проиграл?

Тест – шутка: Заяц проиграл состязание с черепахой, потому что:

*ему очень хотелось спать;

*ему хотелось, чтобы победила черепах, поэтому он нарочно поддавался;

*решил, что все равно не сможет обогнать черепаху и притворился спящим;

*был слишком уверен в победе (самонадеян)

3 часть занятия. Ситуация для обсуждения: «Петя очень любил побеждать. Каждый день на прогулке он уговаривал малышей посоревноваться в беге или в прыжках. И, конечно, всегда в этих соревнованиях выигрывал, потому, что был старше и сильнее. Но почему -то никто не считал его хорошим бегуном и прыгуном. Как вы думаете, почему? Что нужно сделать Пете, чтобы товарищи признали его хорошим спортсменом?»

4 часть занятия. Скороговорка: « У четырех черепах, по четыре черепашонка»

Октябрь

«Сказка о горделивом петушке»

Нравственный час: «Не задирай носа – споткнешься», «Хвались, да не поперхнись»

Обучающие задачи: содействовать формированию представлений о скромности как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах - гордости и хвастливости.

Развивающие задачи: развивать ручные умения детей, навыки выполнения работы в паре, живой интерес к традициям наводной культуры.

Воспитательные задачи: воспитывать дружелюбие, умение работать вместе, учить радоваться возможности общения, совместных занятий и совместного досуга; укреплять стремление детей к добродетелям и желанию быть походим на положительных героев сказок, рассказов; формировать отрицательное отношение к порокам и жалость, сочувствие по отношению к отрицательным персонажам, нежелание быть похожим на них.

Материал к занятиям:

  1. Использован переработанный материал сказки «Про голосистого петушка и родное солнышко» из книги В.М. Петров, Г.И. Гришина, Л.Д. Кроткова «Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М. ТЦ «Сфера» 1999
  2. Силуэты петушков из плотного картона
  3. Лоскутки цветной ткани
  4. Клей ПВА и кисточки для клея, клеенка на стол каждого ребенка
  5. Русские расписные платки для участниц сказочной постановки
  6. Атрибуты к сказке: перчаточная кукла Петушок , миска с мукой, решето для просеивания муки, кувшинчик с маслом, картонное солнышко

Ход занятия:

1 часть занятия. Начать занятие можно с предложения детям отгадать загадку про одного из знакомых сказочных персонажей:

  • Встает на заре, поет во дворе, на голове – гребешок, кто это? (петушок)

Дети отгадают загадку. После этого педагог предлагает детям сделать поделки петушков, чтобы потом украсить получившимися работами группу.

Рассказать и показать сказку помогут любые взрослые (родители, педагоги). Сказку можно показывать из за ширмы, петушок перчаточная кукла. На руке взрослого кланяется и машет крыльями.

2 часть занятия.

1 – рассказчик: Вот какой у нас красивый Петушок, только он пока не может ни петь, ни говорить. Хотите узнать почему? Посмотрите, да послушайте нашу сказку!

2 – рассказчик: Жил в городе Петушок. В яркие перья разряжен. Красным гребешком украшен. И красив был и речист. А главное – голосист! Все его в округе знали. Все, конечно, уважали. Да и как не уважать, - Никому не даст проспать. Солнышко на небо, Петя кукарекать, лихо крыльями взмахнет, звонку песню запоет. Это присказка, а сказка? Сказка будет впереди. Только слушай, да смотри!

1-рассказчик: Однажды утром, как раз перед восхода солнца, проснулся наш Петушок и стал ждать пока первые лучи солнечные на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышка все нет. Вот задумался Петушок.

Петушок: А что это я каждый день солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Еще неизвестно, кто главнее: солнышко или я, голосистый Петушок! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Путь, тогда все поймут, что важнее меня никого нет!

2 – рассказчик: Так и решил Петушок. Спрыгнуть с изгороди, на которую каждый день поднимался солнышко встречать, и зашагал важно по двору, а со двора в сени, а из сеней в избу.

1-рассказчик: А в избе в это время бабушка тесто ставила, блины собиралась печь.

Бабушка: Доброе утро, Петя – Петушок! Что это ты сегодня такой важный, нахохлившийся?

2 – рассказчик: А Петушок и, правда, важно нос поднял, перья распушил, хотел закукарекать, да вспомнил, что решил не петь - солнышко не звать, не будить. Кукарекать не стал, а тихонько да важно заговорил.

Петушок: Я и есть самый важный в городе! В яркие  перья разряжен, Красным гребешком украшен. И красив я и речист. А главное – голосист! Все меня на свете знают. Все, конечно, уважают. Да и как не уважать,- Никому не дам проспать! Если Петя не споет, даже солнце не взойдет!

Бабушка: Ты что же, никак себя  за главного на земле считаешь?

Петушок: А что? Главнее меня и нет никого! У меня такой звонкий голос, что без моего пения и солнышко не встает. А вот, если не запою, то людям придется ко мне на поклон идти. Придут, в ноги поклонятся, да скажут: «Пропой, Петенька, а то без солнца пропадем!». Ну, а если понравиться мне, как они меня просят, если зернышек да крошек вкусных мне принесут, - тога пропою. Пусть и им солнышко немного посветит. А ты, бабушка, видно, блины печь собралась? (Петушок указывает на решето,  миску с мукой и масло в глиняном горшочке у бабушки на столе)

Бабушка: Да, решила блины затеять, ребятишек порадовать.

Петушок: А у тебя для блинов и мука, и маслице есть?

Бабушка: Да, вот пусть и ребята посмотрят, я все, что надо приготовила

Петушок: А маслице- то у тебя свежее?

Бабушка: Свежее

Петушок: А душистое?

Бабушка: Душистое

Петушок: Тогда дай мен твоего маслица попробовать! Слышал я, что от масло горлышко смягчается, голосок еще звонче становится.

Бабушка: А куда ж тебе звонче –то?

Петушок: А тогда поймут люди, что голосистее меня и главнее меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить… Сколько у меня тогда всего будет…А сам я всеми командовать начну…И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь, - будет оно всходить, - а не захочу, так все в потемках и останутся.

Бабушка: Ах, вот ты чего захотел, чтобы все тебе кланялись, и даже солнышко, чтобы тебе за слугу было?

Петушок: А что? Пусть все мне служат! (Петушок пьет из глиняного горшочка, прочищает горлышко, сипит, кашляет, пробует кукарекать. Над сказочным столиком поднимается яркое картонное или матерчатое солнышко)

Петушок: Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я еще не кукарекал…Как же ты без меня-то?

Бабушка: Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.

Петушок: Не может! Не может! Как же так?

Бабушка: Да вот так…Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.

1-рассказчик: Милое солнышко, Божье творение! Яркое твое золотое горение, Щедро тепло, разливая вокруг. Всех ты людей обнимаешь, как друг. Рады тебе и цветы благовонные, и на деревьях листочки зеленые. Скоро весна и проснется земля, солнышко ждут и леса и поля.

2-рассказчик: А ты глупенький, Петушок, себя над солнышком командиром поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчи да подумай пока: кто главнее- Солнышко или ты…… Взрослые все вместе: - «Не заносись высоко, - можешь свою песню и вовсе потерять. А у Бога тот не забыт, кто малым доволен»

3 часть занятия:

После показа сказки можно попросить детей ответить на вопрос, каким был Петушок в сказке: скромным или горделивым?

Пусть дети попробуют пояснить свои ответы и объяснить смысл пословиц, прозвучавших в завершении сказочного повествования.

Ноябрь

Сказка «Царевна – Несмеяна»

Нравственный час: «Дог платежом красен»

Обучающие задачи: учить детей рассматривать иллюстрации, подмечать важные, интересные детали, пересказывать содержание сказки, используя выразительные слова. Продолжать знакомить детей с современным музыкальным языком, как средством передачи характеристик героев сказки.

Развивающие задачи: способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению к духовным смыслам человеческой жизни, духовным образам любви, добра, спасения. Развивать способность соотносить словесное описание героев сказки с его музыкальным образом; развивать любовь к труду, усидчивость, терпение, аккуратность.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях милосердие, сочувствие; формировать в детях трудолюбие, желание трудиться.

Материал к занятию: Текст сказки «Царевна – Несмеяна», репродукция картины В.М. Васнецова

Ход занятия:

1 часть занятия: Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

Перед чтением сказки прослушивание записи с музыкой. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов: С.Прокофьев. Квартет№2 фамажор – образ царевны; образ честного работника, образ смешных помощников.

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи: трудолюбие – лень, любовь - испытания, терпение, скромность, дружба, Беседа с детьми о смысле и значении пословицы: «Долг платежом красен».

3 часть занятия. Игры, драматизация, музыкально- двигательная деятельность.

Декабрь

Сказка «Старик и сыновья»

Нравственный час: «Доброе братство сильнее богатства»

Обучающие задачи: расширять представления детей о законах взаимоотношения между близкими людьми; расширять словарный запас и понимание значения слов: согласие – вражда, вместе – порознь; понимать и различать значение качеств характера: мудрый, умный, дальновидный.

Развивающие задачи: развивать восприятие смысла сказки и пословицы «Где лад, там и клад»; развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и со взрослыми.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию согласия и дружбы, и послушания родителям.

Материал к занятию: Пословицы о взаимовыручке и уступчивости, о терпении.

Ход занятия:

1 часть занятия. Чтение педагогом сказки «Старик и сыновья»: Жил на свете старик и было у него три сына. Братья часто ссорились друг с другом. Старик и думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо». Тогда позвал он сыновей, велел им принести веник и сказал: «Переломите его» Как не старались братья – ничего у них не получилось. «А я смогу» ,- усмехнулся старик, развязал веник и переломил его по прутику. «Вот и вами будет то же, что с этим веником. Пока вместе будете - никакая беда вас не одолеет, а как разойдетесь по одному, тогда все пропадете»

2 часть занятия. Беседа с детьми по содержанию сказки. О чем эта история? Сколько сыновей было у старика? Дружно ли жили они между собой? Зачем старик позвал к себе сыновей? О чем беспокоился старик? Что велел им принести? Почему сыновья не смогли сломать веник, а слабый старик смог? Как можно охарактеризовать старика, какой он был? (мудрый, умный, дальновидный)

3 часть занятия: Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

Тест- шутка: Что, старик хотел объяснить своим сыновьям?

* Что, несмотря на возраст, он все еще очень сильный?

*Что так проще ломать веники?

*Что вместо веника давно пора купить пылесос?

*Что одного человека легко победить, а друзей никогда не одолеешь.

Пример: Одна коза или овца не устоит перед волком, но стадо коз или овец, отгонит его рогами и спасется от беды.

Январь

Сказка «Двенадцать месяцев»

Нравственный час: «Доброму  Бог помогает»

Обучающие задачи: закреплять представления детям о временах года и о последовательности месяцев в году. Помочь детям понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание; учить понимать и использовать поговорку «Доброму Бог помогает»

Развивающие задачи: развивать понимание детей нравственных категорий и качеств личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень; создавать условия для первого знакомства с симфонической музыкой.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими.

Материал к занятию:

     1.Текст сказки «Двенадцать месяцев», иллюстрации.

     2. Музыкальные

     записи Симфоний П.И. Чайковского: №1(1,3,4 ч.), №2 (3 ч.), №4 (2 ч.), №5

     (3 ч.),3 6 (2 ч.)

Ход занятия:

1 часть занятия. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

Перед чтением сказки прослушивание музыкальной записи Симфонии №4 (2 ч.) Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов. Для передачи картины суровой зимы – Симфонию №1 (1 ч.); образа горящего огонька – в (3 ч.); беседа месяцев у огня – в (4 ч.), потеплело. Снегопад - №6 (2ч.), образ весенней природы №5 (3 ч.), тема метели №2 (3 ч.), образ весенней природы - №5 (3 ч.)

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3 часть занятия. Игры, драматизация, музыкально- двигательная деятельность.

Февраль

Сказка «Стойкий оловянный солдатик»

Нравственный час: «Каков есть, такова и честь»

Обучающие задачи: формировать нравственно- этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать. Формировать представление о воине как воплощение верности, стойкости и мужественности. Учить детей различать музыкальные формы: марш, танец. Знакомить  с новыми оркестровыми красками(челеста).

Развивающие задачи: развивать в детях мышление,  используя лото к сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»; обогащать восприятие образа солдатика через использование музыкального произведения.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях такие качества как верность, стойкость и терпение

Материал к занятию:

  1. Текст сказки Г.Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» , иллюстрации
  2. Флешка с музыкой «Марша», П.И. Чайковского и музыки к балету «Щелкунчик», «Танец феи Драже».

Ход занятия:

     1 часть занятия. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов через использование музыкального произведения «Марш» П.И. Чайковского и музыки к балету «Щелкунчик». Образ танцовщицы проиллюстрировать через музыку «Танец феи Драже»

     2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи сказки.

Март

Сказка «Муравей и голубка»

Нравственный час: Долг платежом красен»

Обучающие задачи: учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Учить понимать и различать качества послушания и благодарности как Божиих заповедей для людей.

Развивающие задачи: содействовать развитию образного восприятия; развивать понимание смысла слова «благодарность» С какими чувствами можно приступать к Святому Причащению.

Воспитательные задачи: способствовать формированию таких духовно – нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка «Сам погибай, а друга выручай», «Долг платежом красен». Способствовать развитию в детях чувства благодарности; воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

Материал к занятию:

1.Текст сказки «Муравей и голубка»

2. Запись или исполнение к образу ручейка музыки Т.Назаров – Метнер «Струйки»

3. Запись или исполнение к образу голубки музыки М.Андреева «Птичка – синичка»

4. Запись или исполнение к образу охотника музыки Р.Шуман «Альбом для юношества», «Охотничья песенка»

Ход занятия:

1 часть занятия. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов

Перед чтением сказки прослушивание записи с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3 часть занятия. Игра – драматизация, музыкально- двигательная деятельность

Апрель

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Нравственный час: «За большим погонишься – и малое потеряешь»

Образовательные задачи: уточнить понимание детьми смысла незнакомых слов, встречающихся в тексте сказки. Закреплять представления о нравственных эталонах  в отношениях и повелении: смирение – гордость, великодушие – недовольство, бескорыстие – жадность, послушание – своенравие, неблагодарность, грубость. Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого). Учить понимать смысл пословиц и поговорок: «Чего нет, того и хочется», «За большим погонишься – и малое потеряешь»

Развивающие задачи: Учить детей анализировать поступки персонажей сказки. Развивать понимание характера героев сказки по их речи (старуха – грубая, своенравная, жестокая, старик - покладистый, смиренный). Развивать у детей восприятие музыки как образа времени (старины).

Воспитательные задачи: воспитывать в детях сострадание, сочувствие к поступкам добрых героев сказки и неприятие поступков жадных и злых.

Материал к занятию:

1.Текст сказки А.С.Пушкина «Золотая рыбка», иллюстрации к сказке.

2.Флешка с записью лютневой музыки XVI века

Ход занятия:

1часть занятия. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

Перед чтением сказки прослушивание записи лютневой музыки XVI века. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

Май

Сказка «Каша из топора»

Нравственный час: «Смекалка – второе счастье»

Образовательные задачи: учить детей понимать иносказательный смысл сказки. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимстве, о том, что поступать по – доброму проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке).

Развивающие задачи: развивать эмоциональное восприятие и понимание характера музыки в процессе образов сказок. Формировать понимание нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как негостеприимство – приветливость, несообразительность - находчивость, простота – хитрость. Учить понимать пословицу «Смекалка – второе счастье»

Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации.

Материал к занятию:

  1. Текст сказки «Каша из топора»
  2. Ноты или записи музыки к образу солдата в произведении Р.Шуман «Альбом для юношества». Передача темы русской народной смекалки в музыке П.И. Чайковского «Детский альбом», «Русская песня»
  3. Кисти, альбомные листы, краски.

Ход занятия:

1 часть занятия. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

Перед чтением сказки прослушивание записи с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3 часть занятия. Организация  художественно- продуктивной деятельности: Рисование на тему: «Как накроет стол гостеприимная хозяйка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

Перспективное планирование по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями».

Перспективное планирование по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями»....

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Ана...

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

ВведениеАктуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. А...

Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».  Данна...