Консультация для родителей "Развитие ребёнка как личности в процессе экологического воспитания"
консультация

Гарифуллина Инна Аликовна

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических и нравственных представлений, с лёгкостью овладевает правилами поведения в природе. Таким периодом по данным современной психологии является дошкольный возраст.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие ребёнка как личности в процессе экологического воспитания

Подготовила:

 воспитатель ГБДОУ д/с №1

Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга

Гарифуллина И.А.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой и недостаточной компетентности в вопросах функционирования природных систем. Также эти проблемы возникают из-за не высокого уровня экологического воспитания людей. Всё это порождает потребительское отношение к природе.

Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических и нравственных представлений, с лёгкостью овладевает правилами поведения в природе. Таким периодом по данным современной психологии является дошкольный возраст.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, равнодушное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

– представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

– осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющее существовать одновременно.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения с целью возбуждения познавательного интереса. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Однако процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, т.е. приобретением новых знаний и умений, но и возникновением новых потребностей, интересов и мотивов поведения. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций (Л.И.Божович, С.А.Козлов и др.), так как для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо приобретение ребенком эмоционального опыта.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

А.В.Запорожец писал: «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Какие нравственные качества у ребенка разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему окружающих, от того как они его воспитывают. Знание моральных требований еще недостаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживание, сочувствие) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других – они остаются только знанием, не побуждающим к действию.

В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному. Одни заботливые чуткие, готовы прийти на помощь. Способны пожалеть, успокоить. Другие равнодушны, эгоистичны, агрессивны. Сочувствие рождается в простых вопросах детей: «Тебе больно?», «Ему холодно?» и т.п. В этих вопросах начинают провялятся сочувствие и жалость. Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым.

В процессе воспитания важно обратить внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребенка проявить сочувствие к окружающим и поддержать его добрыми намерениями. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, слезы, горе, удивление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся детской душе.

При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него проявляется желание заботится о других, бережно относится к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к окружающим, как к младшим детям, так и к взрослым.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к слабым, заботы о них и защиты. Важно заложить в душу ребенка то, что обидеть слабого и беззащитного – это бессердечно и жестоко. Сочувствовать – значит понимать чувства другого, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

Чувство доброты по отношению к беззащитным воспитывается постепенно. Зарождается оно, когда ребенок совместно со взрослым (или по его просьбе), сделает доброе дело для своего подопечного. В свою очередь чувство выполненного долга доставляет дошкольнику радость, т.е. создается ситуация успеха, которая в дальнейшем способствует возникновению желания самостоятельно совершать нравственные поступки. Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение к окружающему является косвенным показателем становления чувств.

Можно выделить несколько вариантов совместной деятельности взрослых с детьми, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности:

— совместные походы и экскурсии, во время которых дети постоянно задают вопросы, так как сама обстановка заставляет интересоваться различными вопросами естествознания и экологии;

— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье;

— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологического уголка, экспонатов для музея природы в детском саду;

— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное. И прежде всего подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.

В статье изложен вариант  развития познавательной инициативы старших дошкольников  в процессе реализации экологического проекта. Подробно раскрыты этапы реализации проекта на пути развития э...

Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....

Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

Консультация для родителей «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в детском волонтёрском движении»

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура ребенка складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости ...