Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Волкова Наталия Николаевна

В статье изложен вариант  развития познавательной инициативы старших дошкольников  в процессе реализации экологического проекта. Подробно раскрыты этапы реализации проекта на пути развития экологического сознания дошкольников в процессе познавательной и творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_no1194.docx934.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.

 Жизненный путь ребенка с самого первого шага не мыслим вне окружающей среды. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. В 1992г. в г. Рио-де-Жанейро на конференции Организации Объединенных наций по окружающей среде, были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития.  Основной задачей устойчивого развития - сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Достичь целей, декларируемых в концепции устойчивого развития, можно только через образование [3]. Н.Е. Веракса считает «Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Взрослые должны поддерживать инициативу ребенка–дошкольника». [1]. В  соответствии с  ФГОС, одним из принципов поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

   Обострение экологической проблемы в нашем районе  сподвигло детей, их родителей и педагогов к созданию экологического проекта. Дети и взрослые задались вопросом:  «Как защитить природу нашего района?» Это и послужило отправной точкой исследовательского проекта.

Исследовательский проект «Защитим природу нашего района»

          Цель:  Сформировать предпосылки поисковой деятельности, развивать  экологическое сознание, интеллектуальные способностей детей, детскую познавательную инициативу. 

Задачи:

  • Воспитывать культуру экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.
  • Заинтересовать  детей возможностями создания из  бросового материала множества интересных и полезных вещей.
  • Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Развивать интеллектуальные, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.
  • Развивать способность передавать впечатления об окружающем мире на основании использования выразительных средств речи и художественного труда.
  •  Формировать у детей и взрослых осознанное и позитивное эстетико-этическое отношение к миру природы через включение в активную совместную  художественную творческую деятельность

Подготовительный этап

  • Консультация для педагогов: «Развитие исследовательского потенциала у детей старшего дошкольного возраста»,
  • Практикум для педагогов: «Экологические игры как средство развития интеллектуальных и исследовательских способностей у дошкольников»,
  • Подбор иллюстраций и литературы по теме.

1 этап

По выходным наши воспитанники любят  гулять в парке «Отрада», где протекает река  Лихоборка. После проведенных выходных дети обычно делятся своими впечатлениями. Наши воспитанницы Аида и Маша  после  прогулки по парку стали делиться своими впечатлениями  и в результате оказалось, что красоту парка и реки омрачает мусор, который оставляют отдыхающие. Стали совместно думать, как помочь решить эту проблему. Постепенно к решению данной проблемы стали присоединяться родители детей. Воспитанники совместно с  педагогами и родителями пришли к  выводу, что проблема охраны окружающей среды может быть частично решена, если отслужившим предметам  дать «вторую» жизнь. В ходе обсуждения проблемы с детьми  было выявлено, что дети знают:

  • Природу надо охранять;
  • В природе нельзя мусорить;
  • Нельзя обижать животных и птиц;
  • Мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры;

Что я хочу узнать:

  • Как мусор превратить в красивую поделку?
  • Как сделать мультфильм своими руками?

2 этап:

Обсуждение вариантов поиска информации: где найти информацию о проблеме (в книгах, журналах, мультфильмах, фильмах, интернете)

Выбор материала и оборудования, который может понадобиться для продуктивной деятельности (бросовый материал: бутылки пластиковые, крышки, оберточная бумага, трубочки, киндеры, коробочки и др.).

На втором этапе дети совместно с воспитателем в ходе непосредственно образовательной деятельности, бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы стали обсуждать такие вопросы:

  • Как защитить окружающую среду?
  • Как использовать бросовый материал?
  • Какие вещи можно сделать из бросового материала?

В ходе обсуждения продуктов проекта, наши воспитанники предлагали различные варианты и решили реализовать следующие: экологический фестиваль; мультфильм; фильм; создание макета.

3этап:

Дети совместно с воспитателем стали изучать и работать над этой проблемой: были проведены наблюдения на экскурсии в парке и подобраны иллюстрации о нашем районе.  В ходе  чтения художественной литературы (В. Бианки « Кто чем поет?», М. Беньковская «Занимательная книга знаний в вопросах и ответах», Ю.Н. Кабанова  «Иллюстрированная энциклопедия почемучек»,  М. Пришвин «Золотой луг»,  Б. Заходер «Сказка про всех на свете»), и бесед дети формировали свои представления  о проблеме защиты природы района и отражали свои впечатления в художественном творчестве. Непосредственно образовательная деятельность проходила в форме дидактических игр, экологического КВНа, фестиваля, посвященного Дню защиты Земли, работы по созданию мультфильма и фильма.

Мультфильм  был создан в ходе следующих этапов:

  • На первом этапе дети учились составлять сценарий, в основу которого взяли сказку В. Бианки « Кто чем поет?».
  • Оформление декораций для будущего мультфильма.
  • Создание персонажей для мультфильма.
  • Фотосъемка персонажей.
  • Озвучивание
  • Создание самого мультфильма  

На данном этапе совместно с родителями  был проведен семинар-практикум по созданию экомакета «Парк Отрада».

4 этап:

Дети вместе с родителями в ходе художественного труда разрабатывали и  создавали экообъекты из бросового материала, которые защитят природу нашего парка. Были представлены интересные проекты: Солнечная батарея, машина для сбора и переработки мусора;  мост, на котором растут необычные цветы, очищающие воздух и др.

В результате работы над созданием мультфильма у детей и взрослых получился мультфильм, который решили назвать: «А ты чем поёшь?»

В ходе работы над проблемой вторичного использования материалов  был создан фильм: «Защитим природу нашего района».

Воспитанники совместно с  педагогами и родителями пришли к  выводу, что проблема охраны окружающей среды может быть частично решена, если отслужившим предметам  дать «вторую» жизнь.

5 этап:

Презентация продуктов проекта проходила  в музыкальном зале.  На экологическом фестивале, посвященном Дню Земли, проходил показ мод костюмов, изготовленных из бросового материала, выполненных совместно детьми и их родителями. Дети посмотрели созданный мультфильм «А ты чем поешь?» и фильм «Защитим природу нашего района».

 Заключение.

Эффективным средством формирования экологической культуры личности дошкольника является его органичное включение в проектную деятельность, которая предполагает многостороннее взаимодействие детей и взрослых как активных субъектов деятельности с окружающей природной средой и направлена на становление нравственной гуманистической позиции в отношениях человека к природе. В итоге проектной деятельности  наши воспитанники пришли к  выводу о том, что  все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу природу нашей страны, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.

Список литературы:

  1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.2008.36 с.
  2. С.Н.Николаева  «Как приобщить ребенка к природе»: методические рекомендации для дошкольных учреждений. М. 1993 г.
  3. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М.2001.27 с.

                                                                                   

        

                                                                                 

                                                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....

Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....

Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

    Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве...

Отчет по самообразованию на тему "Личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза ...

Консультация для родителей "Развитие ребёнка как личности в процессе экологического воспитания"

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сох...