Моделирование сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
статья

Солнцева Светлана Евгеньевна
В статье рассматривается наглядный метод развития речи-моделирование сказок. Из сказки ребёнок узнает много новых слов и образных выражений, что обогащает его словарный запас, ребёнок учится понимать интонации, развивается воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

В наше время у родителей очень много времени уходит на работу и очень мало времени на общение с ребенком. Общение все больше заменяют мобильные телефоны, планшеты, интернет, телевизоры. Но нужно понимать, что одно из условий развития ребенка в дошкольном возрасте- правильное и полноценное развитие речи, потому что с помощью речи мы выражаем свои мысли, понимаем друг друга. Сегодня мы сталкиваемся с множественными проблемами в речевом развитии детей-это односложная речь (когда ребенок говорит простыми предложениями), дети неспособны построить диалогическую речь (дети плохо формулируют свои вопросы и ответы), неспособность построить монолог (например, рассказать что-то или пересказать текст).

Речевое развитие, согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Существуют такие методы развития речи, как:

1.Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.)

2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

В своей статье я рассматриваю наглядный метод развития речи - моделирование сказок. Мой выбор обусловлен тем, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Дети с удовольствием слушают сказки. Из сказки ребенок узнает много новых слов и образных выражений, что обогащает его словарный запас, ребенок учится понимать интонацию. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.). Сказка развивает мышление, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные

характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться.  

Речь не дается человеку от рождения. Чтобы речь развивалась полноценно и правильно, взрослые должны приложить немало усилий, ведь от того, как ребенок умеет говорить, зависит успешность обучения в школе, интеллектуальное развитие, коммуникативные навыки. В процессе развития речи происходит формирование личности ребенка.

В современном мире, где взрослым приходится много работать, где общение заменяют современные гаджеты, у детей появляются проблемы с полноценным своевременным развитием речи.

В старшем дошкольном возрасте (дети 5-6 лет) дети совершенствуют свою диалогическую и монологическую речь, но часто встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе, в родительном падеже. Поэтому особое внимание стоит уделять воспитанию звуковой культуры речи. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

Рассмотрев теоретические проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста, выяснилось, что эффективным методом развития речи может стать применение моделирования сказок. При использовании этого метода ребенок узнает много новых слов, выражений, обогащает словарный запас, развивает воображение, учится понимать интонацию.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Теперь ребенок может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное. Осмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при осво

При трех известных методах моделирования сказок (сериационный ряд, двигательное моделирование, пространственно- временное моделирование) в старшем дошкольном возрасте целесообразнее применять пространственно-временное моделирование, поскольку это обусловлено тем, что занятия, способствующие развитию мышления и воображения, усложняются. Это развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки).

Предварительная работа со сказками заключается в:

1. Знакомстве со сказкой.

2.Освоении специальных средств литературно-речевой деятельности;

3. Заданиях на развитие воображения и мышления.

Моделирование сказок открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в формировании детской речи и имеет важное значение для повышения качества обучения.

Родительское участие посредством моделирования сказок тоже имеет большое значение в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Родителям предлагается придумывать сказку вместе с ребенком, рассказывать сказку от имени различных персонажей, разыгрывать сказки, рисовать сказку в необычном, схематическом виде. Любой родитель может пользоваться методом моделирования сказок ввиду его доступности, потому что это не требует каких-либо дополнительных знаний и умений.

В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Вывод: метод моделирования сказок обладает высокой эффективностью для развития речи детей старшего дошкольного возраста, потому что сказка является простым и понятным способом развития воображения, памяти, коммуникативных навыков, что необходимо для дальнейшей успешной учебы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

В презентации рассматриваются направления, цели и задачи, этапы работы со сказкой методом моделирования. Представлен опыт работы....

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...