Родительские собрания
методическая разработка

Кочурова Анна Александровна

Выступление педагога-психолога на родительских собраниях детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»

СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«Психологические особенности детей 4-5 лет»

                 Подготовил:

                                                   педагог-психолог Кочурова А.А

2019 г.

Конспект.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения:  теоретическая и практическая часть с элементами тренинга.

Участники: родители.

Ход проведения

Добрый вечер, уважаемые родители!

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом и формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Передавая мяч друг другу, родители говорят: «Меня зовут (как их называли в детстве ласковым именем родители)».

Уважаемые мамы и папы. Своё выступление хочу продолжить  с небольшого опроса. Его цель – помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Всем присутствующим в самом начале заседания выдали три листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимают листочки. Если “да” - красный листок, “нет” - зелёный, “не знаю” - синий

Добрый ли ваш ребенок?

Вежливый ли ваш ребенок?

Общительный ли ваш ребенок?

Щедрый ли ваш ребенок?

Внимательный ли ваш ребёнок?

Правдивый ли ваш ребёнок?

Отзывчивый ли ваш ребенок?

Справедливый ли ваш ребенок?

Жизнерадостный ли ваш ребенок?

Ответственный ли ваш ребенок?

Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в воспитании детей.

Итак, к основным психическим процессам относятся:

-восприятие

-внимание

-память

-мышление

-воображение

-речь

К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства.

Преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Средние дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Увидев перевозбужденного ребенка, нужно переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ему восстановить силы и успокоиться.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек и совместных игр. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Так же новые черты появляются в общении средних дошкольников со взрослыми. Они стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Зачем», «Почему», «Когда», «Для чего» и т.д. Нередко дети многократно обращаются с одним и тем же вопросом и от взрослых требуется большое терпение. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или раздражается. Доброжелательное отношение взрослого к детским вопросам помогает развивать познавательную активность и укрепляет доверие ребенка к взрослому. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответы на волнующие вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

Дети становятся более любознательными, активными и физически выносливыми.

Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

В этом возрасте основной деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Ребенок примеряет на себя различные социальные роли. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Именно игра должна стать помощником в воспитании вашего ребенка. Игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует поддержку и заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный, творческий характер игры.

К сожалению, как показывает опыт, родители редко играют с детьми. Причин этому очень много. Одни заняты на работе или по дому, другие считают, что ребенок вполне самостоятелен и игра в одиночестве будет способствовать его развитию.

Притча: Ведь это всего один час…

После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.

– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…

 – Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.

– Сколько денег ты получаешь?

– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!

Ребенок поднял на него грустные глаза.

– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?

– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?

– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.

Отец вышел из себя и закричал на сына:

– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!

Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати.

– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.

– Нет, я лежу и думаю…

 – Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.

Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.

– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!

Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:

– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.

– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…

Встречаются и такие родители, которые попросту не знают, как играть с ребенком.

Чем интересней и разнообразней будут ваши игры с ребенком, тем гармоничней будет его встреча со взрослой жизнью. Игра доставляет ребенку очень много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Большинство современных родителей много времени проводят на работе. И многие говорят, что в тот момент, когда у них находится время на игру с ребенком, малышу уже пора спать. В этом случае вам на помощь приходит сказка, совместное чтение книг. Те минуты, которые вы проведете вместе, читая книгу, помогут сохранить контакт с ребенком и будут полезны для его развития.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения! До новых встреч!

Используемая литература:

  1. Развитие речи детей 4–5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана – Граф, 2009.
  2. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в средней группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ООО «Учитель», 2013.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Улыбка» п.Таёжный

Родительское собрании

в средней группе ДОУ

«Психологическое здоровье дошкольника»

Подготовил педагог-психолог:

Кочурова Анна Александровна.

П.Таёжный 2019

«Психологическое здоровье дошкольника»

Цель: изучение факторов влияющих на психологическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

Задачи: выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок — взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Материалы: листы писчей бумаги, карандаши, магнитно-маркерная доска, маркер.

Ход

Сегодня мы говорим с вами о здоровье детей. Понятие психологическое здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия.

Давайте представим идеального ребёнка, психологически здорового.

Психолог предлагает родителям на листочках написать те качества, которыми обладает психологически здоровый ребёнок. (5 минут.)

Затем вместе с родителями психолог составляет портрет идеального ребёнка, психологически здорового. На магнитно-маркерной доске записывает предлагаемые родителями качества, которыми обладает идеальный ребёнок. Например:

Умный

Весёлый

Счастливый

Жизнерадостный

Послушный

Здоровый

Уравновешенный

Любознательный

Общительный

Подвижный

Открытый

Добрый

и др.

Будем считать, что идеальный ребёнок, психологически здоровый обладает всеми этими качествами на 100%.

После перечисления записанных качеств, психолог предлагает родителям начертить числовой отрезок и отметить на нём 10 делений от 0 до 10.

0   1   2   3  4  5  6  7  8  9 10

Предлагаем родителям представить, что деление с цифрой 10 соответствует идеальному ребёнку, психологически здоровому, обладающему всеми выше перечисленными качествами на 100%, а цифра 0 – психологически не здоровому, не обладающему всеми перечисленными качествами.

Затем родители отмечают где, по их мнению, на числовой прямой по состоянию психологического здоровья находится их ребёнок. Психолог предупреждает родителей, что они делают записи для себя и не будут их разглашать.

Идеальных детей, конечно, не бывает, в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от этого эталона, и это нормально. Чтобы избежать нарушения психологического здоровья ребёнка родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.

Причины могут быть разные, например, неумение ребёнка выразить чувство или справиться с длительными периодами негативного эмоционального состояния, чрезмерные запреты и контроль со стороны родителей, травмы, тяжелая болезнь, утрата близкого человека, жестокость или безразличие к ребёнку в семье и др.

В результате происходят нарушения в компонентах психологического здоровья:    

- психическое здоровье (познавательные, эмоционально-волевые процессы);

- социальное здоровье (коммуникация, саморегуляция поведения);

- физическое здоровье (соматические заболевания).

При этом может наблюдаться:

- выраженное повышение тревожности

- защитная агрессивность

- истеричность

- повышенная двигательная активность

- склонность к нарушениям дисциплины

- наличие выраженных страхов

- замкнутость

- повышенная утомляемость

- снижение работоспособности.

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста:

Правила взаимоотношения с детьми:

•        Уважайте детей! Защищайте их любовью и правдой.

•        Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

•        Не приписывайте успех себе, а вину ребёнку.

•        Ошиблись – извинитесь.

•        Детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши.

•        Будьте великодушными, умейте прощать. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, ни при каких обстоятельствах.

•        Хвалите в присутствии других, а прощайте наедине.

•        Оценивайте поступок, а не личность.

•        Не ищите в лице другого родителя средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

•        Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

•        Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имя ребёнка.

•        Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

•        Цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного.

•        Стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления.

•        Следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты.

•        Поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать.

•        Занимаясь с детьми, создавайте ситуацию успеха.

•        Поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением детьми и вами принятых правил.

•        Вселяйте в ребёнка веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.

•        Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка.

•        Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения).

•        Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия.

•        Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

•        Находите с ребенком личный контакт.

•        Создавайте положительные традиции жизни вашей семьи.

Психолог предлагает родителям выполнить упражнения на снижение психоэмоционального напряжения, которые они могут дома выполнять вместе с детьми.

«Брыкание»

 Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Малыш поочередно брыкается левой и правой ногой, высоко поднимая их. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. При каждом ударе ребенок громко произносит: «Нет!», увеличивая интенсивность ударов.

«Солдат и тряпичная кукла»

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как стоять на посту, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, надо максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите детям представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

«Насос и мяч»

Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как не надутая оболочка мяча). Взрослый начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались, и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

«Ролевая гимнастика»

Детям  предлагается  выполнить  ряд упражнений.

1.        Рассказать известное стихотворение

•        шепотом,

•        с пулеметной  скоростью,

•        со скоростью  улитки,

•        как   робот,

•        как иностранец.

2.        Походить, как

•        младенец,

•        глубокий старик,

•        лев,

•        трусливый заяц.

3.        Улыбнуться, как

•        кот  на  солнышке,

•        само солнышко.

4.        Посидеть, как

•        пчела на цветке,

•        наездник  на лошади,

•        Карабас-Барабас.

5.        Попрыгать, как

•        кузнечик,

•        маленький зайчик,

•        кенгуру.

Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности. 

 Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.

 «Играйте с детьми - это замечательно укрепляет психологическое здоровье ребёнка!»

Используемые источники:

Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Феникс, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...